Проект нового свода образовательных норм обсуждался в обществе и правительстве около двух лет. За это время было получено более 17 тысяч поправок и предложений. Более тысячи замечаний внес и Российский союз ректоров (РСР). Хотя большая часть предложений была учтена, сейчас, когда документ уже практически принял окончательную форму, у ректорского сообщества еще остались дополнения.
- Новый закон будет определять развитие российского образования в долгосрочной перспективе, - говорит генеральный секретарь РСР Ольга Каширина. - Значит, он должен не только описывать существующую практику, но и давать стимулы и возможности развития. В законопроект нужно внести несколько принципиальных поправок.
По мнению ректоров, в первую очередь необходимо преодолеть "чрезмерную зарегулированность" законопроекта: получается, что он запрещает все, что нормативно не разрешено, а это ограничивает возможности саморазвития вузов. Что делать? Отказаться от констатации перечня прав основных участников образовательного процесса в пользу перечня их основных обязанностей. Также нужно законодательно обеспечить участие общества и работодателей в образовательных процессах. В том числе узаконить обязательную общественно-профессиональную аккредитацию как образовательных стандартов и госэкзаменов, так и самих образовательных организаций. Руководители вузов ратуют и за отмену системы контрольных цифр приема в вузы как единственной, определяющей объемы госзадания. Ректоры предлагают "раздавать" бюджетные места с учетом программ развития вузов.
- Очень сложный вопрос, который, думаю, неизбежно встанет в Госдуме в ходе обсуждения, - это предмет регулирования в рамках закона образования и вузовской науки, - отмечает ректор Московской государственной юридической академии им. Кутафина Виктор Блажеев. - Поскольку предметом законопроекта является все же образовательная деятельность, а проект о науке готовится отдельно, то хотелось бы грамотно расставить акценты.