Решающими в битве за коммерческую столицу Сирии стали сражения в квартале Салахеддин, где армии Асада сопротивлялось несколько вооруженных группировок, состоявших, в том числе, из иностранных наемников. В Дамаске сообщили об уничтожении нескольких лидеров боевиков и заверили граждан Сирии, что "покой и безопасность вернутся в Алеппо уже через несколько дней".
Однако жители города уже "проголосовали ногами". По данным ООН, за неполную неделю с начала боев, спасаясь от боевых действий, из Алеппо бежали не менее 200 тысяч человек. И это - почти десятая часть населения города, чьи исторические кварталы внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. В результате боевых действий оказалась парализована деятельность многих торговых точек и рынков, составлявших изысканный колорит двухмиллионного города. По словам одного из очевидцев, поток беженцев из Алеппо к границе с Турцией напоминает "библейский исход": многотысячной толпе жителей не видно конца и края. Ситуация в лагерях беженцев близка к критической: не хватает не только еды и медикаментов, но и элементарных "мест для постоя".
Уже ясно, что бои за Алеппо приобрели не менее важное стратегическое значение, чем сражение за Дамаск. Показателен такой факт - мятежники в первую очередь жгли лавки местных предпринимателей, львиная доля которых традиционно поддерживает власти Сирии. Впрочем, повстанцы не только стремятся выбить "коммерческую опору" у действующей власти. Они намерены превратить Алеппо в своего рода сирийский Бенгази - некий "буфер безопасности", позволяющий, из-за близости к границе, объединиться разномастным боевикам и начать "решающее наступление" на столицу и другие районы страны. В Дамаске исходят из того, что Алеппо рассматривается боевиками, как центр поставок вооружений из-за рубежа. Потому к городу, для перекрытия "каналов поступления тайной помощи", и стянуты лучшие воинские части.
К слову, о "необратимости" ливийского сценария говорит заявление представителя госдепартамента США Виктории Нуланд. "В случае с Ливией, например, оппозиция консолидировалась в Бенгази, что позволило нам поддерживать с ней регулярные контакты. Они смогли сплотиться, поскольку все игроки ливийской оппозиции собрались в Бенгази", - отметила Нуланд, намекая на возможное "повторение" такого сценария в Алеппо.
Между тем
В стане мятежников намек поняли, ответив несколькими информационными "залпами". Оппозиция призвала Запад по примеру Ливии объявить воздушное пространство Сирии зоной, закрытой для полетов военной авиации. О жестком намерении мятежников свидетельствует заявление одного из командиров "Сирийской свободной армии" полковника Джаббера аль-Укайди. Он пообещал превратить Алеппо в "кладбище для правительственных войск". Кроме того, Сирийский национальный совет (СНС), говоря о "резне в Алеппо", в понедельник призвал ООН созвать экстренную сессию Генассамблеи для того, чтобы обсудить пути спасения жителей города. На призыв СНС откликнулась Франция. Ее представитель в ООН намерен инициировать такое заседание уже в ближайшую среду.