Новости

Банкиры хотят создать "черные списки" мошенников и их уловок для воровства денег с электронных счетов
Число электронных банковских платежей в России превысило 10 миллионов в сутки. Растет и доля мошенников, которые уводят деньги клиентов кредитных организаций через Интернет, мобильный телефон и банкоматы. Это воровство начало приобретать системный характер, отмечает заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Центрального банка России Андрей Курило.

"Но и альтернативы электронным платежам нет - это выгодно и банкам, и клиентам", - подчеркивает он. Так что они будут развиваться и дальше. "И для борьбы с мошенниками уже невозможно применять простые решения, нужны согласованные действия", - считает Андрей Курило.

Под согласованными действиями в Центральном банке в первую очередь подразумевают сотрудничество между кредитными организациями. "То есть банки должны информировать друг друга о типах совершаемых преступлений в Интернете", - поясняет Курило. "Стоит подумать и о возможности блокировки операций злоумышленников еще до того, как они их закончат", - отмечает он.

Но иногда можно начинать и с малого, исключив использование мошенниками подложных банковских карт ("скримминг"). "В ряде стран банковские карточки перевели на чип и убрали из банкоматов функцию считывания пин-кода с магнитной полосы. В результате уровень "скримминга" упал на 90 процентов", - приводит пример Андрей Курило. В целом же для борьбы с мошенниками нужны меры организационного и правового характера. Так, банкиры планируют создать единую базу данных по видам кибермошенничества. Но для полноценной работы такого проекта нужен ряд изменений в законодательство, признают банкиры. И в ЦБ создание единой информационной базы в целом поддерживают.

"Такая инициатива - первый шаг в борьбе с мошенниками. И создать ее теоретически возможно", - комментирует научный сотрудник Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко. Государство должно взять на себя роль организатора и обеспечить правовую поддержку. Стоит серьезно поработать над концепцией, решив, на какой площадке и в какой форме будет функционировать такая база данных, продолжает Мирошниченко.

289 тысяч рублей составила в 2011 году средняя сумма денежных средств, похищенная мошенниками с одного банковского карточного счета физического лица

При внесении лиц, заподозренных в мошенничестве, в единую базу данных, может возникнуть этическая проблема. "Мы должны понимать, кто эти люди, их статус. Осуждены ли они за уголовные преступления или их просто подозревают?", - обращает внимание директор Центра IT-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Михаил Брауде-Золотарев. Если перечень будет формироваться банками, продолжает он, то необходимо понять, на каких основаниях в подобные "черные списки" будут входить люди.

Единой базой данных будут пользоваться только банкиры. А клиентам банков надо прививать финансовую грамотность. "Поэтому хорошо бы ввести в школах курсы финансовой грамотности", - считает Дмитрий Мирошниченко. По его словам, бюджетные деньги, которые уйдут на создание целевой программы по внедрению в школы уроков финансовой грамотности, в итоге обязательно отобьются.

Советы экспертов "РГ"

Эксперты "РГ" дали потребителям несколько советов, которые помогут обезопасить их электронные кошельки от воровства.

"При работе со счетом через Интернет надо пользоваться антивирусами и не "светить" свой логин и пароль", - сказал Дмитрий Мирошниченко. Не стоит пользоваться такими услугами банков через интернет-кафе. "То же самое касается и ключей электронной подписи", - добавляет Михаил Брауде-Золотарев.

"Когда вы звоните в банк, оператор идентифицирует вас через кодовое слово, которое вы сами для себя определили при подписании договора. Стандартный вариант - это девичья фамилия матери. К сожалению, кодовое слово часто называют в присутствии ненужных "свидетелей", - сетует Мирошниченко. Но некоторые банки сейчас стали просить назвать только несколько букв из кодового слова - это помогает исключить проблему "лишних ушей".

Работа с банкоматом тоже считается дистанционным банковским обслуживанием. "Многие граждане часто совершают очень распространенную ошибку - пишут на карточке пин-код, боясь его забыть", - говорит Мирошниченко.