"Тихоокеанское издательство "Рубеж" начинает летом и осенью 2012 года издавать серию современной дальневосточной прозы ХХ века, которую мы назвали "Архипелаг ДВ". Только что вышел из печати двухтомник Бориса Казанова, - он открывает серию. Все наши авторы, живущие и ушедшие, - хорошие писатели но, к сожалению, совсем неизвестные или почти забытые на Дальнем Востоке, а тем паче - в обеих столицах. Их появление и, разумеется, прочтение, мы уверены, может стать сегодня настоящим событием для читающей России. Этот проект для нас особенно дорог; мы считаем, что он важен не только для литературных судеб дальневосточных писателей и региональных библиотек, но и в целом для российской литературы и культуры Дальневосточного региона. Поэтому наша программа по его претворению в жизнь получила такое, несколько агрессивное название "Атака с востока".
Ну что же, можно только порадоваться тому, что в самый разгар лета одно из наших лучших и энергичных региональных издательств, дальневосточный "Рубеж", начинает выпускать свою книжную серию. И какие славные имена!
Анатолий Тоболяк - автор поистине легендарной повести "История одной любви", впервые опубликованной в "Юности" в 1975 году. Этой нежной прозой, наполненной самой чистой романтикой юности, пронизанной воздухом первой влюбленности, я зачитывался еще в Саратовском университете, и, по правде говоря, мне не было дела до того, что автор этой повести жил тогда Сахалине, работая в качестве корреспондента Сахалинского областного комитета по телевидению и радиовещанию. Для меня он был таким же автором "Юности" "застойных" лет, как и, например, Карен Шахназаров с повестью "Молодые дирижабли".
"Юность" ведь была не только "катаевской" ("аксеновской"). В ней и позже печатались "перлы". Да, сегодня изрядно подзабытые. Ну, так у нас вообще с памятью - проблемы...Олег Куваев с "Территорией"! Это же был "катехизис" геологов всея Советского Союза! Да и обычные читатели были без ума от этого романа о Чукотке, который двумя изданиями по 1,5 миллиона экз. выходил в "Роман-газете", а всего выдержал 20 (!) разных изданий. Шедевр - что говорить. Борис Казанов, "пилотный" автор этого проекта, чья морская проза, прежде всего сборник рассказов "Осень на Шантарских островах" и роман "Полынья" вполне сопоставима с романом "Три минуты молчания" Георгия Владимова. Владимир Семенчик - талантливый современный писатель, живет на Сахалине. Его проза тоже, кстати, печатается сейчас в "Юности", где главным редактором уже работает Валерий Дударев. Связь поколений налицо.
Так и хочется воскликнуть: ребята дорогие! да всё же здорово! ничего же не изменилось!
Изменилось... Лично меня царапнул этот слоган проекта: "Атака с востока". Нет, я всё прекрасно понимаю: проект нужно назвать как можно громче, иначе не услышат. Но за этим встает один каверзный вопрос: а кто и кого, собственно, должен услышать? Да простят меня работники "Рубежа" и прежде всего его руководитель Александр Колесов, с которым мы не так давно говорили на книжной ярмарке в Нью-Йорке, где "Рубеж" был ярко представлен, но есть в этом слогане какой-то оттенок агрессивного "провинциализма". Но ведь Дальний Восток - это не провинция, не российская "глубинка". Это часть мировой суши и океанического побережья, которые разве только с США сравнишь.
Откуда атака? На кого? На Москву? Но у нас с памятью точно такие же проблемы, как и у вас. В Москве только-только стали переиздавать Юрия Казакова и Юрия Трифонова, о которых прочно позабыли на... 20 лет.
И разве Анатолий Тоболяк и Олег Куваев дальневосточные писатели? Анатолий Тоболяк родился в Сибири, учился на Урале, до Сахалина поработал в Средней Азии, а скончался вообще в Израиле, то есть не на Дальнем, а на Ближнем Востоке. Олег Куваев родился в Костромской области, учился в Москве, работал в Киргизии, на Чукотке, затем разочаровался в геологии, приехал в Москву и умер в Калининграде Московской обл.
Такие "экстерриториальные" писатели могли возникнуть только на "единой и неделимой" территории СССР, которая уже никогда не возродится, разве что в снах Александра Проханова.
Мы живем в разорванном культурном и, в частности, литературном пространстве, которое собирается, как мозаика, усилиями отдельных воль, неравнодушных к культуре людей. Таких, как Александр Колесов. Вот он открывает во Владивостоке книжный магазин и говорит в интервью "Новой газете": "Во Владивостоке налицо книжный дефицит, который испытывают многие интеллигентные люди. Я знаю об этом потому, что сам в первую очередь являюсь не издателем, а читателем книг. Если в советские времена существовала сеть приморского книготорга, то потом ее не стало. Да, книжные магазины есть, но какими книгами они торгуют и как они это делают - меня не устраивает. Того книжного, который нужен мне, и не только мне, в городе нет".
Эти бы слова да власти в уши! Но не будем наивными. Мы пока живем и будем жить в условиях жесточайшего книжного рынка и в лучшем случае вялого отношения государства к развитию культуры. И порой думаешь: и пусть оно будет лучше вялым, нежели целенаправленным и агрессивным. Потому что тогда вообще непонятно, откуда начнутся "атаки" и "штурмы", что они с собой принесут, а что окончательно сметут и накроют..."
Ну, а штурм с Востока в лице "Рубежа" можно только приветствовать. Только никакой это не "штурм с Востока", а свежий морской бриз. Им подышать приятно.