Бочки с эмбрионами могли забыть утилизировать из-за халатности

История о найденных рыбаками под Екатеринбургом четырех бочках с 248-ю человеческими эмбрионами получила, без преувеличения, мировой резонанс. Но экзотические предположения о подпольных производствах чудо-лекарств или абортов - подтверждения не нашли. Все гораздо проще.

Первым делом по требованию полиции облминздрав проверил, каким образом утилизируют биоотходы больницы с гинекологическими или родильными отделениями в радиусе ста километров от места находки. Выяснилось, нарушений нет.

Единственную возможность "утечки" материала в "нестандартной" упаковке облминздрав обнаружил в медицинском вузе. Уральская медакадемия по договору получала из больниц "материал для научных исследований". Научная тема "Особенности строения внутренних органов плода" до сих пор фигурирует на официальном сайте медакадемии как и сведения о защите соответствующей докторской диссертации в 2013-м. Но защита не состоится.

Исследованиями занималась доцент, которая от академической карьеры отказалась в пользу практики - устроилась в больницу.

- Сейчас сотрудники полиции опрашивают бывших коллег женщины-доцента и ее руководителей, так как доступ к эмбрионам имели и другие работники учебного заведения.

"А ведь с этим материалом еще можно было работать", - сожалеет ректор об утрате. Уральские студенты-медики не устают жаловаться на нехватку препаратов, на то, что подчас им приходится изучать анатомию по картинкам в учебнике. "Большинство препаратов изодранные, найти на них нервы или сосуды не представляется возможным", - переживают посетители студенческого форума. Но, несмотря на дефицит препаратов, после увольнения ученого биоматериал оказался ненужным.

Договора с фирмой-утилизатором у академии нет, поскольку опасных биоотходов не образуется - клиники у вуза нет, операций не проводится. По закону, вуз обязан был вернуть взятые для научных целей биоотходы туда, откуда взял - в больницу. Но не вернул. Бочки складировали в подвале академии, где они и простаивали, пока в академии не начался ремонт. Никакого "сговора с ЧОПом" не понадобилось - их могли выкинуть со строительным мусором, чтоб очистить фронт работ.

Отыскать иной состав преступления, кроме халатности, во взбудоражившем общество ЧП вряд ли удастся. Эмбрионы до 26-й недели беременности юридически обезличены: это просто биологический материал - опасные отходы, как бы кощунственно это не звучало. Специалисты считают, что в данном случае говорить об этике неправомерно, разве что об экологии и загрязнении окружающей среды.