Церемонию открытия Игр Медведев назвал грандиозной. Российский премьер известен своей любовью к музыке, поэтому поданная во всей полноте британская классика, сопровождавшая церемонию, показалась ему доминантой, позволившей найти язык с большим количеством людей, в том числе россиянами. Не разочаровал его и ключевой момент - зажжение Олимпийского огня. По словам Медведева, передача эстафеты от зрелых спортсменов молодым и большое количество лепестков, которые поднялись в один факел, были очень запоминающимися.
Российский премьер предупредил, что церемония открытия Олимпиады в Сочи будет отличаться от лондонской - хотя бы тем, что будет короче. "В любом случае определенные каноны, определенные критерии явно отслеживаются, тренд подготовки таких мероприятий нашими постановщиками будет проанализирован", - пообещал премьер. К тому же руководство Олимпийского комитета России постоянно обменивается идеями со своими партнерами, в том числе и здесь, на Олимпиаде в Лондоне.
Олимпийские игры, конечно, не предполагают полноценных политических мероприятий, да и сами разговоры о политике, как правило, отходят на второй план, уступая место спортивному азарту. Тем не менее премьер не стал избегать политических тем. Вопросы, связанные с внешней политикой, строго говоря, находятся в компетенции президента, однако, будучи главой государства, Медведев наметил многие внешнеполитические контуры, которые действенны для России до сих пор. Правда, отнюдь не всегда удавалось находить точки соприкосновения с той же Великобританией, хотя российский премьер заверил, что, несмотря на расхождения, обе страны просто обречены на сотрудничество по самым разным направлениям, начиная с экономики и заканчивая международной повесткой.
Последний пункт как раз накладывает определенный отпечаток на взаимодействие между двумя странами. Речь, конечно же, идет о сложной ситуации в Сирии, которая вызывает опасения международного сообщества. Подтвердив, что Москва настаивает на реализации мирного плана Кофи Аннана, Медведев отметил, что позиции России и Англии на самом деле и не так уж сильно расходятся. "Мы все исходим из того, что самым плохим сценарием в Сирии была бы гражданская война. Еще год назад я говорил президенту Асаду, что он обязан действовать быстро, проводить реформы и найти ключ к взаимоотношениям с оппозицией. Стороны обязаны сесть за стол переговоров и разрешить конфликт", - полагает российский премьер.
Переговоры - вот путь, на котором настаивает Россия, несмотря на то, что партнеры, включая Великобританию, призывают ее к более решительным действиям. Но здесь, подчеркнул российский премьер, возникает вопрос, где заканчиваются просто резолюции и начинаются военные действия, особенно учитывая то, что есть не самый положительный опыт решения ливийской проблемы. "Интервенция в Ливию - плохой путь для определения будущего страны, поскольку демократия, навязанная извне, не является эффективной. Когда все начиналось вокруг Сирии, я сказал, что с учетом ливийского сценария наш подход будет скорректирован", - подчеркнул Медведев, отметив, что страны обязаны кооперироваться на основе плана Кофи Аннана, чтобы не допустить еще одного военного конфликта.
По сирийскому конфликту у России есть расхождения и с Америкой, однако в целом Медведев высоко оценил последние несколько лет в истории российско-американских отношений. "Я не считаю, что мы вступили в другую полосу, что Россия стала проводить более жесткий курс по отношению к Америке, что в перезагрузке не было смысла. Перезагрузка уже принесла много полезных вещей, включая договор по ограничению стратегических наступательных вооружений. К тому же эта первая американская администрация, которая помогала России вступить в ВТО. Я всегда буду благодарен Бараку Обаме за это. Помню, мы с ним ехали в машине, сидели и разговаривали без переводчиков. Он сказал: "Знаешь, я тебе помогу вступить в ВТО", - и сделал это. Такие вещи не забываются, поскольку означают, что он привержен своему слову", - убежден Медведев. Правда, остается острое расхождение по строительству американской системы ПРО в Европе, в связи с чем российский премьер призвал НАТО разобраться, какова в этом вопросе роль России и нет ли прямой угрозы ее безопасности. "Мое предложение, которое я сделал в Лиссабоне, касалось создания совмещенной системы противоракетной обороны, однако оно было отвергнуто, - напомнил Медведев. - Тогда объясните нам, что будет происходить дальше. Время есть, но оно постепенно уменьшается, и если к 2018 году мы не достигнем никаких договоренностей в этом вопросе, может наступить новый этап гонки вооружений, что было бы затратно и абсолютно неэффективно".
Внутренняя политика России интересовала интервьюеров премьера не меньше, чем внешняя. Например, извечная российская проблема - коррупция. Медведеву пришлось признать, что в последнее время он не видит особых успехов в борьбе с ней. "Есть тысячи уголовных дел, возбужденных против чиновников. Значительная часть заканчивается реальными сроками уголовной ответственности. Достаточно ли этого? Нет, не достаточно. Надо копать глубже, привлекать к ответственности и совершенствовать антикоррупционные институты. Уверен, мы продолжим эту работу", - пообещал премьер.
Еще один вопрос - развитие демократических институтов в России, особенно в контексте наметившейся развилки между декабрьскими реформами Медведева и законами, принимаемыми в последнее время, например, нашумевшим законопроектом об НКО. Свою лепту в понимание Западом российских реалий вносит и процесс по делу "Pussy Riot". Сам премьер, впрочем, считает эту развилку фантомной. "Если кто-то хочет получить доказательства, что Россия вновь устремилась к тоталитаризму, то их можно найти в любом обществе, в любой стране", - подчеркнул он. Так, закон об НКО, по его мнению, соответствует целому ряду иностранных законов и конфликтного потенциала не содержит. "Упорядочить эту ситуацию было нужно и возможно. Пока закон не применялся, но я уверен, что он никак не скажется радикальным образом на деятельности различных НКО", - полагает премьер. Да и к процессу по делу "Pussy Riot" он тоже попросил относиться спокойно, призвав сначала дождаться решения суда. "Здесь всегда будет разница в восприятии того, что позволено, а что не позволено с моральной точки зрения, и где нравственные проступки перетекают в разряд уголовно наказуемых действий. Есть ли они или нет, и предстоит определить суду. Хотя и сейчас то, что эти девушки находятся в тюрьме, - довольно серьезное испытание для них и их семей", - признал Медведев.
В целом же, считает премьер, гражданское общество в России стало куда более развитым, зрелым, многоликим. Об этом свидетельствует и высокая активность граждан на прошедших думской и президентской кампаниях. "Это не значит, что я согласен со всем, что говорилось в этот период или что определенные обвинения, которые следовали в адрес властей, кажутся мне состоятельными. Хорошо, что люди активно проявляют свою позицию, пока это в рамках закона, и что власть должна находиться с ними в состоянии диалога. Кстати, весь пакет изменений в политическую систему - это результат развития нашего гражданского общества. Когда сейчас говорят, что Россия свернула с пути демократических преобразований, мне кажется это смешным, потому что мы за последние годы не просто упрочили, но и изменили фундамент политической системы. У нас другие правила регистрации политических партий, другой путь формирования исполнительной власти в регионах. Губернаторы снова будут избираться, разве это кто-то отменял? Наоборот, мы к этому готовимся. На мой взгляд, все в порядке", - дал свою оценку премьер.
Диалог с обществом Медведев поддерживает в том числе через Интернет, активным пользователем которого он является. По его мнению, Всемирная сеть является лучшей гарантией против тоталитаризма, поскольку ни одна власть не способна игнорировать ее. "Нужно создавать правильные, легальные рамки развития социальных сетей, но блокировать их невозможно. Ни один руководитель не может быть современным, если он игнорирует новую информационную среду. Любой руководитель обязан следить за тем, что там происходит. Политическую перспективу имеет только тот человек, который находится в непосредственном контакте с людьми", - отметил Медведев. Сам он читает минимум 50 сообщений в день, адресованные ему через различные интернет-ресурсы, и по самым существенным вопросам дает прямые указания - прямо на тут же распечатанных им листах.
О своей собственной политической перспективе Медведев не стал говорить наверняка, отметив лишь, что пока ему нет смысла уходить из большой политики. "Я никогда не исключал, что в будущем буду баллотироваться в президенты, если это, конечно, будет интересно нашим людям. Если им это надоест и они скажут мне "goodbye", в этом случае я займусь написанием мемуаров. Но я уверен, что пока ни мне, ни той политической силе, которую я представляю, нет смысла уходить из активной политической жизни. Поэтому я для себя ничего не исключаю, я сейчас в гуще политической жизни и в дальнейшем собираюсь поступать точно так же", - резюмировал руководитель Белого дома.