Жаловаться на неправильный перевод пенсионных накоплений стали меньше

За первое полугодие 2012 года Пенсионный фонд РФ получил 332 письменных заявления граждан о неправомерном переводе их пенсионных накоплений в один из негосударственных пенсионных фондов.

Ситуация по сравнению с прошлым годом улучшилась практически на порядок: прошлым летом на неправомерный "увод" пенсионных денег пожаловались 2700 граждан. Напомним, более 80 процентов прошлогодних жалоб касались трех крупных НПФ. Нанятые ими агенты вместо честного привлечения клиентов оформляли перевод накоплений из ПФР в НПФ мошенническим путем.

Против НПФ-нарушителей были приняты жесткие меры - Пенсионный фонд РФ разорвал с ними трансферагентские соглашения. Чуть позже были наказаны еще два НПФ, допустившие подобные нарушения. Соответствующие выводы сделали в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) - там был подготовлен пакет предложений, направленных на исправление "лазеек" в законодательстве, создающих благоприятные условия для агентов-мошенников.

Со своей стороны, дополнительные меры предприняли и в ПФР. В 2012 году здесь перестроили работу бесплатного федерального колл-центра для обращений граждан. Теперь ведется строгий учет звонков - каждой жалобе присваивается уникальный номер, который сообщается гражданину. Его исчерпывающим образом консультируют, что ему нужно делать, если, получив информационное письмо, он поймет, что  перевод его пенсионных накоплений в НПФ был сделан без его письменного распоряжения. Чтобы сами НПФ могли быстрее реагировать на заявления граждан, им обеспечен еженедельный доступ к реестру жалоб. "Подавляющее большинство НПФ каждую неделю "забирает" информацию из реестра устных жалоб граждан", - уточнили в ПФР. В свою очередь, НПФ информируют Пенсионный фонд о результатах проверки по каждой жалобе и принятых мерах.

"После прошлогоднего скандала, когда количество неправильно оформленных договоров о переводе накоплений было рекордным, НПФ серьезно перестроили свою работу с агентами, - подтвердил  "РГ" советник председателя НАПФ Валерий Виноградов. - Ряд фондов вообще отказался от работы с агентскими сетями и наладил прием заявлений на перевод средств в отделениях некоторых крупных банков. Процент брака при такой работе намного ниже, чем на "открытом" рынке с агентами".

Кроме того, по словам Виноградова, в негосударственных пенсионных фондах появились специальные отделы, которые проверяют правомерность всех договоров с будущими пенсионерами, которые заключаются агентами от их имени. Совместная работа НАПФ с Пенсионным фондом России позволила сократить количество жалоб на нарушения почти в 10 раз, подчеркнул Виноградов.

Тем не менее, в НАПФ по-прежнему считают, что полностью избавиться от недобросовестных агентов можно только кардинально изменив механизм подачи заявлений о переводе средств из одного пенсионного фонда в другой. Когда это можно будет сделать на  Интернет-портале государственных услуг, услуги агентов вообще не понадобятся, и почвы для злоупотреблений не будет.

Справка "РГ"

Номер телефона федерального call-центра Пенсионного фонда России - 8-800-505-55-55, звонок бесплатный из любого региона. Операторы не только принимают жалобы и консультируют граждан об их действиях, но также обязаны предоставить контактные телефоны и адреса НПФ для направления претензий.