Случилось это на республиканской выставке, а само произведение художник задумал еще за год до полета Гагарина. Конечно, идея витала в воздухе, страна грезила космическими далями, но озарение Салахова, выраженное в полотне два на шесть метров, произвело настоящий фурор. Не случайно эту работу сразу же взяли на легендарную выставку 1962 года в московском Манеже, окончившуюся под катком бульдозера. Спасла картину осторожность Салахова. Пошли разговоры, что советское руководство недовольно летящими полуобнаженными людьми с античными лицами. От автора, понятно, ожидали изображения Гагарина в русле социалистического реализма. Чувствуя развязку, Салахов увез полотно в Баку... Вскоре он стал одним из наиболее выдающихся советских художников периода оттепели, одним из апологетов так называемого сурового стиля в живописи, ставшего вызовом приглаженному реализму сталинского времени. История Салахова, конечно, уникальна, но и закономерна. Сплав школы реализма с элементами национальной традиции дал десяток мощных творческих фигур в советский период. Азербайджан может похвастать несколькими поколениями художников XX века, работающих совершенно в разных стилях. Аскет Саттар Бахлулзаде, всю жизнь прожил в своей деревне, но стал признанным в мире гением азербайджанского импрессионизма. У Микаила Абдуллаева, живописца и графика, совсем другая судьба. Реализм его графики и портретов был что называется "в русле". Однако без его профессионального вклада немыслима художественная школа Азербайджана, включая и авангард, ищущий стартовую точку отсчета. Ныне живущий во Франции Тогрул Нариманбеков мистический реализм своих полотен и всего творчества описывает как сочетание абстрактного и фигуративного искусства.
В общем, десятки имен разного калибра, разных направлений. Многие из них хорошо известны на Западе и в России среди коллекционеров, кураторов и просто ценителей искусства. Стоит упомянуть и менее признанных художников, обогативших азербайджанскую арт-сцену своими инсталляциями, концептуальными проектами и другим современными способами выражения. Работы фотохудожника Санана Алескерова вошли в коллекцию музея Сальвадора Веласкеса в Испании. Ага Уссейнов - художник, скульптор-концептуалист - представлял Азербайджан на 54-м Веницанском биеннале современного искусства. Эльяр Алимирзоев - основатель арт-группы "Лабиринт" - работал в воюющем Восточном Тиморе в 2001-2002 годах, и пока единственный из европейских художников, сумевший организовать там свою выставку. Его работы хранятся в коллекции Третьяковской галереи, Финского музея современного искусства, в коллекциях министерств культуры России и Азербайджана. Один из молодых заметных авторов - Орхан Хусейнов. Сюжеты его фото и видео инсталляций отражают социально-политические акценты в ежедневной жизни азербайджанцев.
В июне московский Центр современного искусства МАРC показал ультрановую азербайджанскую волну. В рамках параллельной программы III Московского международного биеннале молодого искусства азербайджанский коллектив художников "Пространство современного искусства YARAT!" под руководством Аиды Махмудовой представил кураторский проект "Ситуация ПАТ". На выставке демонстрируются работы молодых и перспективных азербайджанских художников - скульптурная работа Джемы Саттар "Человек с тараканами", видео Фидан Сеидовой "Предельное безразличие", серия фотографий Назрин Мамедовой "Etcetera".
В общем, не новость, что в Азербайджане очень сильная художественная школа, развиваются не только популярные, (вспомним Евровидение), но и очень узкие, специфичные жанры искусства, с неординарной техникой выражения.
Появление волны новых художников 30-35 летнего возраста говорит о том, что социально-экономическое обновление Азербайджана стало необратимым. Художники выходят из общественной среды, изменившей свое восприятие жизни, куда более урбанистичной и ускорившей темп. Выходят из среды, шагнувшей за границы национального, то есть из общества, открытого миру. К примеру, изменившиеся традиционные представления о дизайне дают возможность бакинцам органично принимать новаторские архитектурные решения, быстро наполняющие город. Сегодня художники из Тегерана, Баку, Москвы или Нью-Йорка могут иметь между собой больше общего, чем каждый из них со своим соседом по дому. И тем не менее даже в глобальном контексте, азербайджанские художники сохраняют свой национальный почерк, укрепляют традиции своей школы. Именно поэтому они интересны в мире. Вдобавок, внимание западных галеристов сдвинулось в сторону исламского мира, и шире - в сторону стран с не очень привычными и не очень понятными для большого Запада укладами жизни. Так что теперь молодым азербайджанским художникам гораздо проще встроиться в интернациональные арт-процессы, чем это было прежде.