Власти намерены софинансировать строительство ОЭЗ на Среднем Урале

Минэкономразвития и ОЭЗ "Титановая долина" подписали соглашение о передаче функций управления особой экономической зоной. Теперь многие технические функции УК будет выполнять самостоятельно, что сократит сроки принятия решений и сделает эффективной работу с инвесторами.

"Титановая долина" - один из самых амбициозных региональных проектов последних лет. И, к сожалению, один из самых "долгозапрягающих". Постановление правительства РФ о создании ОЭЗ на Среднем Урале вышло в конце 2010 года, в 2012-м должно было начаться активное строительство. Однако воз и ныне там.

По словам Артемия Кызласова, генерального директора УК "Титановая долина", в целом объем инвестиций в создание инфраструктуры для ОЭЗ площадью 584,4 га оценивается в 27,5 млрд рублей. Не менее половины из них должны вложить коммерческие структуры, но их привлечение планируется не раньше 2013 года.

Бюджет Свердловской области выделил в 2011 году 150 млн руб. - основная часть этих средств ушла на проектирование. В 2012-м финансирование строительства первой очереди в размере 300 млн рублей перенесено на август-сентябрь. Это обусловлено особенностями бюджетного процесса. Областные власти сильно рассчитывают на федеральную поддержку. Можно надеяться, что госказна подключится к реализации проекта уже в 2013 году, во всяком случае, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев озвучил эту идею. Кроме финансирования, больным вопросом "Титановой долины" является процедура регистрации резидентов и получения разрешения на строительство. В УК разработали механизм "запараллеливания" большинства процедур, что позволяет сократить сроки с 370 дней до 130. Но чтобы он заработал, необходимо изменить федеральное законодательство, в первую очередь, строительный кодекс.

- Проект "Титановая долина" для региона - один из приоритетных, но мы должны видеть отдачу по каждому рублю вложенных бюджетных средств, - говорит Денис Паслер, председатель правительства Свердловской области. - Заявленные затраты на реализацию первого этапа существенно превышают стоимость аналогичных проектов в Липецке и Елабуге. Важно понять, насколько эффективно планируются и распределяются средства в рамках каждого года.

Пусть и не быстро, но проект движется вперед. 28 апреля было получено положительное заключение госэкспертизы на объекты первой очереди, в мае начались строительные работы. Полностью первая очередь "Титановой долины" (295,4 га) должна быть запущена к 2015 году. К тому моменту здесь появится таможенный комплекс, грузовой двор, пожарная часть, внутренние автодороги, административно-деловой центр и ТЭЦ. Кроме того, представители ОЭЗ готовы подключиться к модернизации инфраструктуры Верхнесалдинского городского округа, на территории которого располагается зона. Ранее депутаты Верхней Салды, обеспокоенные тем, что мощная промплощадка окончательно "посадит" изношенные муниципальные сети, поднимали этот вопрос на уровне губернатора Свердловской области.

Скептики опасаются, что задержки со строительством могут привести к потере инвесторов - они уйдут в другие ОЭЗ. Правда, у уральского проекта есть свои преимущества, в частности, привязка к развитой индустриальной территории. Близость промышленных гигантов предопределила структуру "Титановой долины". Основными секторами ОЭЗ должны стать авиа- и машиностроение, металло- и механообработка, химпром, фармацевтика, а также производство стройматериалов. Власти Свердловской области рассчитывают, что "Титановая долина" принесет региону 13 000 новых рабочих мест и свыше 300 млрд руб. в бюджет.

- У "Титановой долины" колоссальные возможности по развитию бизнеса любого уровня. К примеру, здесь можно выпускать новые виды железнодорожных вагонов, причем не только для России, но и для всего восточного "куста". Или препараты для диагностики и лечения рака, ведь сегодня изотоп йода-125 с Белоярской АЭС, использующийся при радиотерапии, приходится для этих целей везти в США. В конце концов, можно работать на потребительский рынок, как "Китайская долина" в Баоджи. По существу, этот проект скопирован с нашего, но продвинулся намного дальше. В 2008-м власти КНР вложили 450 млн долларов в создание инфраструктуры ОЭЗ, а уже в 2010-м получили объем реализации в 2,3 млрд долларов, - рассказывает Владислав Тетюхин, советник генерального директора ВСМПО-АВИСМА.

Всего в ОЭЗ разместят 50 резидентов. Всем им гарантирована защита от любых изменений законодательства о налогах и сборах в течение 10 лет, а также нулевые ставки налогов на имущество, землю, транспорт и сниженная до 15,5% ставка налога на прибыль. Участвовать в проекте могут любые производственные компании, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. При условии, что в первые три года объем их капвложений составит не менее 3 млн евро.