Впрочем, попав в сам музей, начинаешь понимать, что так оно и есть. Полотен, графических листов, скульптурных объектов здесь собрано и выставлено целое море, а тем более среди них столько работ ярких, волнующих, пронзительно-страстных по интонации. Сгусток энергии такой, что чувствуешь себя, словно в кратере действующего вулкана! Даже в кафе, у выхода из лифта, в гардеробной вас сопровождают насыщенные акцентами художественные работы.
Несмотря на обилие экспонатов, весь музей осматривается на одном дыхании. Видимо, потому, что создавал концепцию музея, собирал коллекцию, выстраивал экспозицию, разрабатывал до последней детали весь интерьер один человек.
Алтай Садыхзаде, не просто безоглядно влюбленный в тему и предмет своего музея специалист, а фактически - он сам часть того художественного процесса, который представлен в музее. Идея собрать в единой музейной коллекции, открытой для публики, целый период азербайджанской живописи, скульптуры и графики была инициирована и поддержана Мехрибан Алиевой - первой леди Азербайджана, президентом Фонда Гейдара Алиева.
Став одной из знаковых фигур в современном изобразительном искусства Азербайджана, художник на себе испытал в молодости барьеры непростого периода идеологического "застоя" 1970-х. Видел, с какими жизненными невзгодами приходилось сталкиваться тем из его старших коллег, которые позволили себе радость творческого эксперимента и свободу от навязываемых обществом стереотипов. Это не был "авангард" в западном значении этого термина.
Трудно даже обозначить точно явление, подспудно начавшееся еще в 1950-е годы - кто-то называет это "нонконформизм", кто-то - "другое искусство". С конца 1980-х, когда никто не стал более указывать художникам, что и как им творить, начинаются новые трудности: необходимо пробиваться на западные арт-рынки и для этого научиться играть по их правилам, а иначе - почти полное забвение внутри страны...
Для публики, прежде не знакомой с современным азербайджанским искусством, посещение музея оказывается новым открытием Азербайджана, как страны невероятной экспрессии и свежести взглядов художников. В музее достаточно полно представлены те, кто давно признан славой и гордостью азербайджанского искусства. Своеобразную рамку стилевой референции создают и несколько работ мастеров ХХ века - Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали.
Но главная тема и предмет музея современного искусства - это те художники, которые, в свое время не были по достоинству оценены, поэтому сегодня, пожалуй, почти больше нигде в музейном формате их и не увидишь - Джавад Мирджавадов, Расим Бабаев, Ашраф Мурад, Горхмаз Эфендиев, Кямал Ахмед, Геннадий Брижатюк, а также наши современники - от Мирнадира Зейналова и Фазиля Наджафова до Рашада Бабаева и Нияза Наджафова, которые активно творят сегодня и сейчас.
А значит, не надо ждать еще 50 лет для того, чтобы занести их произведения в список музейных ценностей.
Кстати, сама экспозиция построена вопреки традиционным для художественных музеев классификациям, и произведения разных авторов, периодов и стилистических ориентиров встречаются друг с другом в отдельных залах и зонах музея так, что они как бы очерчивают собой определенные смысловые пространства и приглашают заинтересованного зрителя в свой незримый диалог.