Такие "качели" чреваты непредсказуемыми последствиями и для нашей экономики, предупреждают некоторые эксперты. Американские производители могут переключиться на рынок Европы, и тогда под угрозой окажутся наши поставки. А если учесть, что нефть и газ приносят больше половины доходов в бюджет, то казне придется туго.
Следить за ситуацией в США надо, но важнее то, как будет развиваться кризис в Европе, говорят эксперты "РГ".
"Причина скачков цен на газовом рынке США в том, что он очень спекулятивный, - объясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Это крупнейший мыльный пузырь с ликвидностью до триллиона долларов, которые куда-то надо постоянно вкладывать". Вот цены и скачут. Но газ США потребляется только внутри страны, нашему топливу он не конкурент. А добыча сланцевого газа при нынешних ценах пока не окупается, говорит Пикин.
Разрыв в американских ценах на газ и российское топливо, поставляемое в Европу, велик, продолжает директор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг: в июне этого года тысяча кубов в США стоила 88 долларов, а российского газа в Европе - 452 доллара. Но на европейский рынок падение или повышение цен в США не влияет. Американцы пытались в прошлом году экспортировать сжиженный природный газ (СПГ) в Британию и Испанию, но в малых объемах, напоминает он.
"Тем не менее, когда цены на газ в США пошли вниз на фоне роста его внутренней добычи, экспортеры СПГ переориентировали свои потоки с американского рынка на другие, что увеличило предложение, усилив конкуренцию, в том числе в Европе, - уточняет старший аналитик направления "Мировая энергетика" Энергетического центра бизнес-школы Сколково Мария Белова. - Это позволило американским производителям заключить долгосрочные контракты на экспорт газа - среди его будущих покупателей есть и европейские компании. Наконец, чисто рыночное ценообразование на газ в США, приведшее к значительному снижению цены, стимулирует переход европейцев в своем ценообразовании от долгосрочных контрактов с привязкой к нефтепродуктам к спотовой торговле, рост объемов которой приводит к пересмотру условий долгосрочных контрактов, что отражается на бизнесе российского поставщика".
Впрочем, цены на российский газ, скорее всего, пойдут вниз ближе к концу года, независимо от США, прогнозирует Бирг. "Они привязаны к нефтяным котировкам и повторяют их движение на отрезке в 6-9 месяцев, а баррель падает, начиная со второго квартала. Но снижение не будет большим и вряд ли превысит 10-15 процентов, то есть в рамках тех скидок, которые дает покупателям "Газпром", - полагает эксперт. Пока ситуация не столь плачевная - нефть держится в районе 100 долларов за баррель, и газовые цены будут устойчивы, успокаивает Пикин.
Но долговые проблемы в Европе не разрешены, и существенного роста спроса на энергоносители мы не увидим, предупреждает Бирг. При такой неопределенности лучше заранее подготовить к негативному сценарию бюджет, сократить расходы, советует он. Для российских потребителей газа увеличение или снижение его стоимости на внешних рынках значения не имеет. "Пока внутренние цены на газ в России устанавливаются государством. Выход на экспортный паритет ожидается не ранее 2020 года", - напоминает Белова.