ИT-бизнес представит власти долгосрочную стратегию развития отрасли

Ведущие российские ИT-компании объявили о готовности представить в правительство Концепцию долгосрочной стратегии развития отрасли. Это позволит в разы "поднять" конкурентоспособность самой индустрии, а в качестве "остаточного эффекта" - стимулировать остальные сектора промышленности. Подробно об инициативе подъема "цифровой" экономики рассказал "РБГ" исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) Николай Комлев.

- Каковы были предпосылки для выработки документа?

- С одной стороны, предпринимательское ИT-сообщество заинтересовано в том, чтобы в нашей стране формировалась благоприятная деловая среда. С другой - мы искренне хотим помочь государству поскорее встать на путь устойчивого высокотехнологичного развития экономики. Совершенно очевидно, что без учета интересов и предложений нынешней ИT-индустрии, сделать это будет весьма непросто.

- Каково, по вашему мнению, реальное положение дел в отечественной "цифровой" сфере?

- Ситуация в отрасли вызывает двойственные чувства. Объем ИТ-рынка постоянно растет процентов на 15 в год. Но мы-то понимаем, что его рост может быть кратным. Если посмотреть на долю ИТ-рынка в ВВП России, она ужасно мала. Даже вместе с "Телекомом" наш вклад в ВВП составляет около 4% и почти не меняется. Общее число занятых ИТ-специалистов всего 1,5% от всех работающих. В развитых странах эта доля достигает 4-5%. ИТ-компании, особенно "софтверные", не сильно жалуются на коррупцию или административные барьеры, или высокие налоги. Они просто уходят или выносят основной бизнес за границу. Даже в соседних республиках бизнес-климат для ИТ-отрасли более благоприятен. И все это происходит на фоне низких показателей реализации госпрограмм по использованию ИКТ. В особенности для повышения эффективности госуслуг, главным образом, в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, культура).

- Что легло в основу ваших инициатив?

- Отмечу лишь несколько важных моментов. Во-первых, концептуальное признание того, что российская ИТ-индустрия - часть мировой. В условиях глобализации не может быть отдельной местечковой ИТ-отрасли. Бессмысленно создавать отдельную операционную систему для маленького рынка. Проект никогда не станет рентабельным и конкурентоспособным.

Во-вторых, государству необходима концентрация сил на прорывных направлениях. Давайте смотреть трезво - мы можем совершить прорыв в автопроме или сельском хозяйстве? Вряд ли. А в информационных технологиях - можем. Если руководство страной с этим согласится и сделает это одним из приоритетов развития, это даст огромный эффект.

В-третьих, любой прорыв, любой подъем экономики возможен только квалифицированными, мотивированными кадрами. Россия вступила в период демографической ямы. Кадров будет не хватать всем. Сфере ИТ - особенно. Как можно говорить о безработице среди молодежи, когда ИТ-компании принимают на работу студентов уже с третьего курса. Вопрос - мотивации тех, кто не хочет учиться, а нацелен на потребление.

В-четвертых, установление в стране специальных налоговых, таможенных режимов для проектов, связанных с инвестициями в современные информационные технологии. Какой именно должна быть нормативно-правовая среда? Как минимум не хуже, чем на Украине, Казахстане, Белоруссии, Индии.

В-пятых, вопрос - правил игры, равных конкурентных условий, отсутствия монополизма отдельных государственных или окологосударственных предприятий.

- Когда разработка стратегии будет завершена?

- Документ почти готов к вынесению на общественное обсуждение. И уже в конце августа - начале сентября он будет окончательно доработан и направлен на рассмотрение в соответствующие правительственные органы.

- Многие эксперты указывают на недостаточный кадровый потенциал российской ИT-отрасли? Это так?

- ИT-сектор доказал, что может создавать интеллектуальные рабочие места, которые стабильны, хорошо оплачиваются, с высокими требованиями и возможностями. Современные ИT-специалисты могут мигрировать в другие страны в любой момент. Поэтому сегодня необходимо обеспечить самые выгодные условия для их развития в России. По оценке Комитета АП КИТ по образованию, сегодня в сфере ИТ трудится более одного млн человек. Однако этот показатель может быть доведен и до двух млн. А с учетом мультипликатора в другие высокотехнологичные производства - до 6 млн.

- На что должны ориентироваться сами компании? Как выстраивать стратегию?

- Я не вправе давать советы компаниям. Каждый, кто создал в наших условиях устойчивый ИТ-бизнес, наладил производство ИТ-продуктов, на мой взгляд, сам достоин давать рекомендации чиновникам, власти. Было бы правильно, чтобы вектор стратегии развития российских ИT-компаний повернулся на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Как известно, простая сборка или "продвижение" коробок этого не дает. Замечательно, когда компания производит свой продукт. Однако современное развитие ИТ-индустрии позволяет интеграторам и локальным партнерам вендоров (в том числе российских) зарабатывать не меньше, чем производителям технологий, используя имеющиеся наработки, в том числе предлагая и новые продукты, созданные на базе технологий международных компаний, конкурентоспособные на мировом рынке. Поэтому при осознанной политике руководства страны, при условии его диалога с отраслевыми деловыми объединениями, установлении благоприятных условий для ИT-бизнеса Россия уже сегодня может укрепить высокотехнологичную составляющую своего ВВП. О нашей доле в ВВП я уже говорил. Сравните это с ее долей в Великобритании (8,3%), Китае (5,5%) и США (4,7%).

- Получается, вдохновение вы черпаете из опыта зарубежных коллег?

- Отчасти это так. Хотя за последние 20 лет российская индустрия разработки программного обеспечения самостоятельно превратилась в один из наиболее конкурентоспособных экспортно-ориентированных секторов российской экономики. По данным ассоциации РУССОФТ, в прошлом году объем экспорта ПО и услуг по его разработке составил 4,1 млрд долларов. Причем развитие российской индустрии ПО доказывает, что и другие инновационные отрасли в РФ смогут развиваться не хуже.

- В чем должна заключаться роль государства согласно стратегии?

- Это - роль равноправного, заботливого партнера. Отдельные эпизоды, как положительного, так и отрицательного, вмешательства государства в сферу ИТ-регулирования погоды не делают. Это должна быть долговременная программа, комплекс мер. Должен быть регулярный диалог на высшем уровне. Обратная связь и постоянный контроль за показателями развития.

- Не мешают ли процессу развития конкуренции естественные монополии?

- Безусловно, такие процессы не могут нам помогать. На сегодня информатизация электронного правительства реализуется во многом в условиях непрозрачной конкуренции, а зачастую и монополии, которую создало государство. Необходимо обеспечить нормальную конкурентную среду при распределении госзаказов, минимизировать административный ресурс - сделать так, чтобы у всех компаний были равные условия. Для нас это важно. Не случайно ассоциация АП КИТ подготовила 90 страниц поправок в проект закона о Федеральной контрактной системе. Мы готовы вложить свои компетенции и знания в создание высокотехнологичных продуктов и услуг для преодоления отставания страны. Однако необходимы также и усилия на федеральном и региональном уровнях. С помощью информационных технологий у России есть шанс увеличить ВВП на 3-6% уже через несколько лет.

- А что будет, если правительство не сочтет нужным прислушиваться к советам отрасли?

- Если в России не произойдет коренного пересмотра программ, связанных с ИТ-экономикой, Россия потеряет или недополучит до 10% ВВП к 2016 году, а главное - останется все с той же отсталой сырьевой экономикой. И дело даже не в доле собственно ИТ-сектора. Производительность труда в большинстве производств в России существенно отстает от мировых лидеров. Роль ИТ - в том числе и в обеспечении подъема этого ключевого показателя российской промышленности. Сегодня некоторые экономисты говорят о необходимости новой индустриализации. Вопрос дискуссионный. Но в любом случае таковая не состоится без ключевой роли ИТ.

Следуя в русле тенденций ("Открытого правительства", общественных советов) мы предлагаем создать Общенациональный совет по экономике, основанной на знаниях, где с участием руководителей правительства, науки и бизнеса будет обсуждена соответствующая программа.