20idei_media20
    30.07.2012 23:45
    Рубрика:

    Минздрав начал проверку больниц на наличие нового оборудования

    Минздрав начал проверку того, как реализуется программа модернизации учреждений здравоохранения. На нее запланировано потратить 620 млрд руб., из которых 460 млрд выделил федеральный бюджет. Оснащение больниц и поликлиник новым оборудованием для повышения качества медицинской помощи - один из ключевых разделов программы. Пока из 250 тысяч запланированных единиц медицинского оборудования, по данным Счетной палаты, приобретено меньше половины - около 100 тысяч.

    Если вам приходилось ждать нужного обследования на компьютерном томографе пару месяцев или часами сидеть в очереди на рентген, то вы наверняка задавались вопросом: ну почему нельзя закупить столько приборов, сколько нужно людям? Ведь государство год за годом выделяет на это миллиарды. А очереди на современную диагностику почему-то не уменьшаются. Региональные СМИ и Интернет полны примеров разных накладок. Оренбургская область: пять лет простаивал в районной больнице японский колонофиброскоп, а больных посылали в областной центр. Пензенская область: новый флюорограф находится в неисправном состоянии, на новеньком гистероскопе проведено за год всего 10 исследований. Воронежская: из 6 новых кардиографов используется лишь 4. Ленинградская: не запущены в эксплуатацию два компьютерных томографа стоимостью 13 и 14 млн руб. Костромская: в областной больнице не работают новые анализаторы в баклаборатории - нет нужных реагентов, в операционных не могут запустить новые наркозные аппараты - нет подводки сжатого воздуха, а в контракт на их поставку не включили нужные компрессоры... Примеры можно продолжать, но они похожи, как одноразовые шприцы.

    - Свои проблемы мы уже решили - деньги нашли, компрессоры купили, подводку выполнили, - успокоил "РБГ" первый заместитель директора департамента здравоохранения Костромской области Дмитрий Суриков. - Они возникли в результате просчетов, допущенных прежним руководством здравоохранения.

    Но далеко не всегда сбои в работе и простои нового оборудования возникают по субъективной вине неквалифицированного руководства, есть тому и объективные причины.

    Закупленные и даже вовремя введенные в эксплуатацию дорогущие компьютерные (КТ) и магнитно-резонансные томографы (МРТ), новейшие цифровые рентгеновские аппараты и установки для ультразвуковой диагностики далеко не всегда отрабатывают те деньги, что государство потратило на них.

    В последние годы количество лучевых исследований ежегодно растет на 10%, говорил на V Невском радиологическом форуме в апреле 2011 года главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по лучевой диагностике профессор Игорь Тюрин. Парк компьютерных томографов за 10 лет увеличился в 3 раза, УЗ-аппаратуры - вдвое. Но до четверти томографической техники постоянно простаивает из-за технических проблем, а сервисный контракт имеют менее 3% лечебно-профилактических учреждений.

    - Во многих больницах КТ и МРТ - не приборы для диагностики, а предмет престижа, - пояснил "РБГ" профессор Тюрин. - Но чем сложнее прибор, чем больше в нем опций, тем дороже его обслуживание. А средства на это не выделяются.Если они поставлены по конкретным целевым федеральным программам - по онкологии или дорожно-транспортному травматизму, то многие уверены, что и использовать их можно только для них. И если таких больных немного, то в остальное время этатехника простаивает. Иной раз за ее использование для других пациентов проверяющие из надзорных органовмогут и наказать администрацию клиник. Это же абсурд!

    По подсчетам экспертов, если бы не простои, только за 2010 год можно было провести на 750 тысяч компьютерных и 300 тысяч магнитно-резонансных томографий больше. Статистика по КТ особенно удручает, так как эти аппараты широко используются при тяжелых травмах, особенно полученных в ДТП, когда на счету каждая секунда. Частая причина простоев - поломки после окончания гарантийного срока, который еще недавно в большинстве контрактов составлял всего год, хотя срок службы такого оборудования значительно больше.

    - В последний год в секторе сервиса идут позитивные изменения, - рассказал "РБГ" президент и генеральный директор компании GE Healthcare в России и СНГ Вячеслав Грищенко. - Медицинские учреждения стали закупать оборудование с расширенной гарантией - от полутора до трех лет. Но пока таких примеровменее трети. А в самом учреждении увеличения сметы на сервисное обслуживание, запчасти или расходные материалы нередко не происходит. Вот и получается, что оборудование простаивает. Если же случилась поломка и нужна запчасть стоимостью более 100 тыс. руб., то ее закупить можно только на конкурсных или аукционных торгах. А их организация вместе с поиском средств и самим ремонтом могут занимать несколько месяцев.

    - Да, в последнее время на рынке гарантийного сервиса возникло некоторое "шевеление", - подтверждает и генеральный директор компании "Электрон" (Санкт-Петербург) Александр Элинсон. - В свои заявки требование трехлетней гарантии включают примерно 10-15% заказчиков оборудования. Но грамотно расписать ее условия не могут. В результате поставщик такую гарантию дает, но потом выясняется, что по его внутренним регламентам он может отвечать на сообщение о поломке до 90 дней, а ремонт производить после этого еще до 60 дней - в итоге получаются те же полгода простоя прибора, а гарантийный срок поставщику идет.

    - Средства на сервис установленного оборудования, даже закупленного по федеральным программам, выделяются только из регионального бюджета, - объясняет Вячеслав Грищенко. - Но формирование этой статьи расходов в разных регионах идет по-разному. Там, где исторически большая база оборудования, средства выделяются исходя из прошлогоднего бюджета с учетом увеличения количества оборудования и года его производства. А в регионах, где сложное оборудование было получено недавно, зачастую сервисной строки расходов в бюджете нет, и больницам приходится выкраивать средства из своего бюджета, выделенного регионом на их функционирование в целом.

    - В госклиниках бюджет на ремонт медоборудования невелик и вдобавок разбит на две статьи: запчасти и - отдельно - услуги по ремонту, - говорит глава представительства компании Fresenius Medical Care в России Алексей Мягков. - Средства по первой статье быстро расходуют на лампочки и прочую мелочевку, а на приобретение дорогостоящих запчастей для медоборудования их просто не остается.

    - Конечно, можно увеличивать сроки гарантийного обслуживания, но это выльется в удорожание контракта - примерно на 10% за год дополнительной гарантии, - считает руководитель сервисного отдела Fresenius Дмитрий Маркизов. - Но тут возникает новая проблема - если у оборудования есть "пожизненная" гарантия, медперсонал часто относится к его эксплуатации небрежно, что тоже может привести к поломкам и дополнительному удорожанию за счет ремонта.

    - К простоям аппаратуры нередко приводят как дефицит бюджета на сервисные услуги, так и отсутствие обязательного требования по ее поддержанию в рабочем состоянии, - согласен и глава сектора Philips "Здравоохранение" в России и СНГ Владимир Габриелян. - Решить эту острую проблему может договор технического обслуживания. По нашему опыту, он позволяет сократить срок восстановления работоспособности оборудования в среднем в 9 раз - с более чем двух месяцев до недели, поскольку в этом случае тендер на ремонт проводится один раз в год. Такой контракт позволяет обеспечить оперативный и качественный сервис со стороны компании-производителя. Это особенно важно, поскольку нередко недобросовестные поставщики выигрывают торги, занижая цены, но при этом не владеют знаниями и навыками по ремонту сложной медицинской техники.

    Но у проблемы закупок нового оборудования есть и еще одна сторона, которую не принято обсуждать. Череда недавних коррупционных скандалов с закупками привела к довольно неожиданному эффекту.

    - Многие руководители медицинских учреждений и чиновники просто запуганы возможными обвинениями в завышении цен и сговоре с поставщиками, что породило обратную тенденцию - закупать как можно дешевле, - рассказывает Александр Элинсон. - Образно говоря, не современный автомобиль, а телегу - и перед начальством отчитаться, и средства сэкономить. А на то, что эта техника не отвечает уровню клиники или ее качество может быть невысоким, никто внимания не обращает, за это по шапке не дадут. Но некачественная техника в результате всегда обходится дороже.

    - Аппарат с многолетней гарантией обойдется дороже, поэтому многие регионы отказываются от этой опции, - подтверждает и Вячеслав Грищенко. - Пользователи боятся купить более дорогостоящую систему, опасаясь, что их благие намерения будут расценены как корыстная заинтересованность.

    - Все упирается в то, что при расчете требуемых затрат на модернизацию технологий и парка оборудования главной целью у нас ставится минимальная цена закупаемого оборудования, - анализирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDА) Aлександра Третьякова. - Но только продлением гарантийных сроков на этапе закупки вопрос не решить. Простая аналогия - покупая автомобиль, можно получить 3-4 года гарантии, но все равно бензин надо покупать регулярно, масло и колодки менять вовремя, а если попал в ДТП, то за ремонт придется заплатить или заранее купить страховку. В цивилизованных странах в основе расчетов и принятия решения о закупке лежит так называемая "совокупная стоимость владения" (total cost of ownership). Это понятие включает в себя как изначальные инвестиции в капитальное оборудование, так и стоимость расходных материалов, обслуживания и ремонта с учетом нагрузки на него, количества пациентов, сложности и разнообразия задач, предполагаемых сроков эксплуатации, наличия своих специалистов, которые могут поддерживать оборудование в рабочем состоянии, и т.д. Сложная медицинская техника в этом смысле от дорогого автомобиля ничем не отличается. Разве что тем, что она нужна не одному владельцу и его семье, а десяткам тысяч пациентов.

    Поделиться: