Новости

31.07.2012 00:45
Рубрика: Общество

Миллионы в простое

Минздрав начал проверку того, как реализуется программа модернизации учреждений здравоохранения. На нее запланировано потратить 620 млрд руб., из которых 460 млрд выделил федеральный бюджет. Оснащение больниц и поликлиник новым оборудованием для повышения качества медицинской помощи - один из ключевых разделов программы. Пока из 250 тысяч запланированных единиц медицинского оборудования, по данным Счетной палаты, приобретено меньше половины - около 100 тысяч.

Если вам приходилось ждать нужного обследования на компьютерном томографе пару месяцев или часами сидеть в очереди на рентген, то вы наверняка задавались вопросом: ну почему нельзя закупить столько приборов, сколько нужно людям? Ведь государство год за годом выделяет на это миллиарды. А очереди на современную диагностику почему-то не уменьшаются. Региональные СМИ и Интернет полны примеров разных накладок. Оренбургская область: пять лет простаивал в районной больнице японский колонофиброскоп, а больных посылали в областной центр. Пензенская область: новый флюорограф находится в неисправном состоянии, на новеньком гистероскопе проведено за год всего 10 исследований. Воронежская: из 6 новых кардиографов используется лишь 4. Ленинградская: не запущены в эксплуатацию два компьютерных томографа стоимостью 13 и 14 млн руб. Костромская: в областной больнице не работают новые анализаторы в баклаборатории - нет нужных реагентов, в операционных не могут запустить новые наркозные аппараты - нет подводки сжатого воздуха, а в контракт на их поставку не включили нужные компрессоры... Примеры можно продолжать, но они похожи, как одноразовые шприцы.

- Свои проблемы мы уже решили - деньги нашли, компрессоры купили, подводку выполнили, - успокоил "РБГ" первый заместитель директора департамента здравоохранения Костромской области Дмитрий Суриков. - Они возникли в результате просчетов, допущенных прежним руководством здравоохранения.

Но далеко не всегда сбои в работе и простои нового оборудования возникают по субъективной вине неквалифицированного руководства, есть тому и объективные причины.

Закупленные и даже вовремя введенные в эксплуатацию дорогущие компьютерные (КТ) и магнитно-резонансные томографы (МРТ), новейшие цифровые рентгеновские аппараты и установки для ультразвуковой диагностики далеко не всегда отрабатывают те деньги, что государство потратило на них.

В последние годы количество лучевых исследований ежегодно растет на 10%, говорил на V Невском радиологическом форуме в апреле 2011 года главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по лучевой диагностике профессор Игорь Тюрин. Парк компьютерных томографов за 10 лет увеличился в 3 раза, УЗ-аппаратуры - вдвое. Но до четверти томографической техники постоянно простаивает из-за технических проблем, а сервисный контракт имеют менее 3% лечебно-профилактических учреждений.

- Во многих больницах КТ и МРТ - не приборы для диагностики, а предмет престижа, - пояснил "РБГ" профессор Тюрин. - Но чем сложнее прибор, чем больше в нем опций, тем дороже его обслуживание. А средства на это не выделяются.Если они поставлены по конкретным целевым федеральным программам - по онкологии или дорожно-транспортному травматизму, то многие уверены, что и использовать их можно только для них. И если таких больных немного, то в остальное время этатехника простаивает. Иной раз за ее использование для других пациентов проверяющие из надзорных органовмогут и наказать администрацию клиник. Это же абсурд!

По подсчетам экспертов, если бы не простои, только за 2010 год можно было провести на 750 тысяч компьютерных и 300 тысяч магнитно-резонансных томографий больше. Статистика по КТ особенно удручает, так как эти аппараты широко используются при тяжелых травмах, особенно полученных в ДТП, когда на счету каждая секунда. Частая причина простоев - поломки после окончания гарантийного срока, который еще недавно в большинстве контрактов составлял всего год, хотя срок службы такого оборудования значительно больше.

- В последний год в секторе сервиса идут позитивные изменения, - рассказал "РБГ" президент и генеральный директор компании GE Healthcare в России и СНГ Вячеслав Грищенко. - Медицинские учреждения стали закупать оборудование с расширенной гарантией - от полутора до трех лет. Но пока таких примеровменее трети. А в самом учреждении увеличения сметы на сервисное обслуживание, запчасти или расходные материалы нередко не происходит. Вот и получается, что оборудование простаивает. Если же случилась поломка и нужна запчасть стоимостью более 100 тыс. руб., то ее закупить можно только на конкурсных или аукционных торгах. А их организация вместе с поиском средств и самим ремонтом могут занимать несколько месяцев.

- Да, в последнее время на рынке гарантийного сервиса возникло некоторое "шевеление", - подтверждает и генеральный директор компании "Электрон" (Санкт-Петербург) Александр Элинсон. - В свои заявки требование трехлетней гарантии включают примерно 10-15% заказчиков оборудования. Но грамотно расписать ее условия не могут. В результате поставщик такую гарантию дает, но потом выясняется, что по его внутренним регламентам он может отвечать на сообщение о поломке до 90 дней, а ремонт производить после этого еще до 60 дней - в итоге получаются те же полгода простоя прибора, а гарантийный срок поставщику идет.

- Средства на сервис установленного оборудования, даже закупленного по федеральным программам, выделяются только из регионального бюджета, - объясняет Вячеслав Грищенко. - Но формирование этой статьи расходов в разных регионах идет по-разному. Там, где исторически большая база оборудования, средства выделяются исходя из прошлогоднего бюджета с учетом увеличения количества оборудования и года его производства. А в регионах, где сложное оборудование было получено недавно, зачастую сервисной строки расходов в бюджете нет, и больницам приходится выкраивать средства из своего бюджета, выделенного регионом на их функционирование в целом.

- В госклиниках бюджет на ремонт медоборудования невелик и вдобавок разбит на две статьи: запчасти и - отдельно - услуги по ремонту, - говорит глава представительства компании Fresenius Medical Care в России Алексей Мягков. - Средства по первой статье быстро расходуют на лампочки и прочую мелочевку, а на приобретение дорогостоящих запчастей для медоборудования их просто не остается.

- Конечно, можно увеличивать сроки гарантийного обслуживания, но это выльется в удорожание контракта - примерно на 10% за год дополнительной гарантии, - считает руководитель сервисного отдела Fresenius Дмитрий Маркизов. - Но тут возникает новая проблема - если у оборудования есть "пожизненная" гарантия, медперсонал часто относится к его эксплуатации небрежно, что тоже может привести к поломкам и дополнительному удорожанию за счет ремонта.

- К простоям аппаратуры нередко приводят как дефицит бюджета на сервисные услуги, так и отсутствие обязательного требования по ее поддержанию в рабочем состоянии, - согласен и глава сектора Philips "Здравоохранение" в России и СНГ Владимир Габриелян. - Решить эту острую проблему может договор технического обслуживания. По нашему опыту, он позволяет сократить срок восстановления работоспособности оборудования в среднем в 9 раз - с более чем двух месяцев до недели, поскольку в этом случае тендер на ремонт проводится один раз в год. Такой контракт позволяет обеспечить оперативный и качественный сервис со стороны компании-производителя. Это особенно важно, поскольку нередко недобросовестные поставщики выигрывают торги, занижая цены, но при этом не владеют знаниями и навыками по ремонту сложной медицинской техники.

Но у проблемы закупок нового оборудования есть и еще одна сторона, которую не принято обсуждать. Череда недавних коррупционных скандалов с закупками привела к довольно неожиданному эффекту.

- Многие руководители медицинских учреждений и чиновники просто запуганы возможными обвинениями в завышении цен и сговоре с поставщиками, что породило обратную тенденцию - закупать как можно дешевле, - рассказывает Александр Элинсон. - Образно говоря, не современный автомобиль, а телегу - и перед начальством отчитаться, и средства сэкономить. А на то, что эта техника не отвечает уровню клиники или ее качество может быть невысоким, никто внимания не обращает, за это по шапке не дадут. Но некачественная техника в результате всегда обходится дороже.

- Аппарат с многолетней гарантией обойдется дороже, поэтому многие регионы отказываются от этой опции, - подтверждает и Вячеслав Грищенко. - Пользователи боятся купить более дорогостоящую систему, опасаясь, что их благие намерения будут расценены как корыстная заинтересованность.

- Все упирается в то, что при расчете требуемых затрат на модернизацию технологий и парка оборудования главной целью у нас ставится минимальная цена закупаемого оборудования, - анализирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDА) Aлександра Третьякова. - Но только продлением гарантийных сроков на этапе закупки вопрос не решить. Простая аналогия - покупая автомобиль, можно получить 3-4 года гарантии, но все равно бензин надо покупать регулярно, масло и колодки менять вовремя, а если попал в ДТП, то за ремонт придется заплатить или заранее купить страховку. В цивилизованных странах в основе расчетов и принятия решения о закупке лежит так называемая "совокупная стоимость владения" (total cost of ownership). Это понятие включает в себя как изначальные инвестиции в капитальное оборудование, так и стоимость расходных материалов, обслуживания и ремонта с учетом нагрузки на него, количества пациентов, сложности и разнообразия задач, предполагаемых сроков эксплуатации, наличия своих специалистов, которые могут поддерживать оборудование в рабочем состоянии, и т.д. Сложная медицинская техника в этом смысле от дорогого автомобиля ничем не отличается. Разве что тем, что она нужна не одному владельцу и его семье, а десяткам тысяч пациентов.

Общество Здоровье Правительство Минздрав