Новости

31.07.2012 00:43
Рубрика: Экономика

Игра на скорость

На рынке лучше быть первым, чем лучшим
На выставке "Иннопром-2012" были названы четыре направления, которые определят новый облик российской промышленности.

Первым аспектом назван переход к управлению жизненным циклом изделия. Уже на этапе проектирования продукта должны закладываться параметры и расходы, связанные с его обслуживанием, а затем и с выведением его из эксплуатации. Это позволит адекватно рассчитывать инвестиционные бизнес-планы и управлять компаниям своими рынками.

Вторым аспектом названа "глубокая автоматизация проектирования и инжиниринга", когда производители переходят на проектирование в "цифре". Это позволит быстрее запускать в производство новые изделия и снизит количество невостребованных рынком изделий за счет проектирования и моделирования изделий на этапе разработки и рыночных испытаний. Приоритетом современной промышленной политики является "суперкомпьютерное моделирование". Пока в России процесс идет со скрипом, но работа по этому направлению приведет к повышению количества производимых товаров с более высокой добавленной стоимостью и сделает их более конкурентоспособными, что в условиях вступления России в ВТО очень важно, уверены специалисты.

- Управление жизненным циклом и учеты этапов такого цикла - это важный процесс, который позволяет сокращать издержки при производстве и продаже продукции, а также более эффективно проводить деятельность по сопутствующим услугам, если они есть, например, обслуживание продукции и т.п. Однако необходимо внедрять автоматизированные системы для этих процессов, без автоматизации процесс управления жизненным циклом просто невозможен, - поясняет Антон Сафонов, аналитик Инвесткафе.

Применение современных процессов и методов и технологий в инжиниринге может обеспечить использование новых трендов.

- Среди новых методов инжиниринга можно отметить разработку продуктов в виде крупных комплексных проектов в форме технологических или отраслевых консорциумов, переход к концепции жизненного цикла, что позволяет рассматривать не только цену покупки и приобретения, а стоимость всего жизненного цикла, включая сервисное обслуживание, ремонты, запчасти и утилизацию. Эти технологические тренды глобальны. Для промышленности РФ они представляют вызов с одной стороны и возможности выхода на мировой уровень и преодоления конструкторского и технологического отставания - с другой, - уверен Евгений Хрусталев, партнер компании "Эрнст энд Янг", руководитель группы по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей в СНГ.

В то же время тенденция на автоматизацию проектирования и инжиниринга, а также фокус на управление жизненным циклом изделия приходит в Россию с большим опозданием. Основной движок тренда - необходимость быстрого развития продуктов, вывода на рынок новых, инновационных изделий.

Технологические тенденции определяются не на выставках, там их в лучшем случае можно только увидеть

- На примере компании Аpple видно, что новое поколение планшетников выходит практически каждый год. Что касается одежды, то линейки меняются уже не по сезонам (2 раза в год), а каждые 6 недель, по крайней мере, у передовых международных гигантов, таких как Zara или H&M. Это характерно и для автомобилей, и для ТНП, - констатирует Али Брундуков, старший исполнительный директор BDO в России. - Это требует нового технологичного подхода к управлению жизненным циклом изделия, появляется необходимость автоматизации инструментария проектирования. Компании, которые с этим справляются, достигают значительных конкурентных преимуществ. Внедрить новый продукт в два раза быстрее конкурента значит увеличить продажи в три раза. Тенденцию производить продукцию быстрее, качественней, лучше и, как правило, дешевле мы видим во всех отраслях. Использование материалов нового поколения - это один из элементов получения конкурентных преимуществ, как в форме маркетинга, так и в форме более низкой цены или лучших характеристик изделия.

Два первых направления должны развиваться как внедрение новых организационных, инженерных подходов, сопровождающихся современными информационно-технологическими решениями, полагает Михаил Белов, заместитель генерального директора IBS:

- Но прежде всего это организационные подходы, изменение сознания инженеров, технологий их работы. В проектировании и инжиниринге в целом мы не сильно отстаем от других стран, возможно, даже где-то опережаем их. Это связано с тем, что область проектирования и строительства капиталоемких объектов исторически развивалась на западе не так быстро, как машиностроение и мы не отстали существенно от остального мира. А вот в области разработки технически сложных изделий машиностроения мы отстали очень сильно, и нужно приложить немало усилий, чтобы наверстать отставание.

Третьим пунктом на повестке дня промышленности является использование производств и материалов нового поколения. Все большее распространение в мире получает идея создания материалов под конкретный продукт, и Россия не должна плестись в арьергарде. Использование устаревших материалов и технологий делает продукцию менее конкурентоспособной, что в итоге снижает круг потенциальных покупателей.

- Покупатели ожидают новых изделий, которые будут обеспечивать новый уровень потребительских характеристик и свойств - стоимость изделия, стоимость эксплуатации, уровень комфорта и т.д. Примером могут служить самолеты нового поколения, которые за счет применения композитов обеспечивают меньшую стоимость пассажиро-километра, большую дальность полета, более комфортные условия полета для пассажира, такие как внутреннее давление в салоне, больших размеров окна и большая ширина кресел и проходов, - рассказывает Евгений Хрусталев.

- Необходимо не только разработать качественный продукт, но и прогнозировать и планировать жизнь изделия. Добиться сравнительно лучших результатов только за счет конструкции практически невозможно, необходимо учитывать решающую роль новых композитных материалов для создания перспективных узлов и частей, - говорит Дмитрий Астафьев, генеральный директор компании "ДМГ Русланд". - Первое и самое важное - исключение человеческого фактора за счет автоматизации проектирования и существенное ускорение процесса от разработки до реализации в промышленности за счет использования "умных сред". Процесс разработки пронизывает не только саму конструкцию изделия, но и одновременное моделирование испытаний на прочность, агрегацию и совместимость с другими узлами, вплоть до межцеховой логистики. Уместить все это на одном кульмане невозможно в принципе, но можно реализовать с помощью "умных сред".

Именно развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых "умных сред", и стало четвертым аспектом. Концепция "умных заводов" предполагает максимальную автоматизацию производственных процессов за счет внедрения робототехники, что способствует росту эффективности производственных процессов. "Умная среда" позволяет быстрее внедрить новые материалы и сократить издержки в цепочке поставок продукта, правда, и требует больших первоначальных инвестиций.

- Это сегодня самые передовые тенденции в промышленности. Их применение повышает конкурентоспособность отдельных видов продукции, самих производителей и государств. Конкуренция усиливается и среди потребителей, их уже не устраивают существующие ее образцы, а сделать новые на имеющемся оборудовании, из нынешних материалов уже нельзя. Надо меняться. И принятые направления развития как раз и отвечают всем этим условиям. Главное теперь, чтобы государство и промышленники перешли от слов к делу, и начали двигаться в указанных направлениях, нашли финансирование, возможно, потребуется изменение законодательства и нормативных актов, - подчеркивает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

Рынок "не прощает" приблизительных расчетов (емкости/потенциала рынка) и "наказывает" самоуверенных производителей тем, что их изделия вообще проваливаются, либо их готовы покупать по заниженным ценам, что не выгодно производителю, говорит Татьяна Комиссарова, руководитель центра "Маркетинг инноваций", декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ "Высшей школы экономики":

- Современный маркетинг это не реклама и PR, как считают многие производители, а это обеспечение будущих денежных потоков за счет расчета инвестиций в маркетинг и создания рынка для продуктов компании. Умение и уверенность в управлении рынком своей продукции позволяет производителям планировать загрузку производственных мощностей и размещать заказы на производство новых средств производства.

В свою очередь генеральный директор INFOLine Иван Федяков настроен скептически и считает, что выбранные приоритеты достаточно общие:

- Нельзя сказать, что эти направления абсолютно четко и понятно сформулированы и что-то определяют. Это достаточно широкий спектр вопросов, связанных с управлением на предприятиях с точки зрения как конечных изделий, так и в целом стратегии предприятий. Не вижу здесь чего-то такого конкретного, о чем можно было бы сказать, что этого не было раньше или теперь однозначно состоится в будущем. Те же проектирование и инжиниринг на коммерческих предприятиях уже автоматизированы.

- Технологические тенденции определяются не на выставках, там их в лучшем случае можно только увидеть, - продолжает Александр Тасев, генеральный директор ПиТиСи Россия (PTC Corp.). - Эти тенденции уже являются доминирующими во всем мире, их значение растет и в РФ. Следование им позволяет наилучшим образом полностью интегрировать и реализовать потенциал конструкторов, производства, обслуживания клиентов, продаж и маркетинга и добиться высокого качества, надежности, удобства использования и массовой кастомизации продукции в более короткие сроки и при меньших затратах.

Для российских промышленных компаний уже давно стоит остро вопрос вывода на рынок новой продукции, поэтому им действительно стоит сделать упор на такие области как управление жизненным циклом изделий, а также проектирование и инжиниринг. Эти направления являются критичными для сокращения вывода новых продуктов на рынок, особенно в высоко конкурентной среде, отмечает Александр Василенко, глава представительства VMware в России и СНГ.

Экономика Отрасли Промышленность