31.07.2012 14:05
    Поделиться

    Эксперт: Со вступлением в ВТО в Поволжье откроется международное судоходство

    Почти 80 лет назад, 2 августа 1933 года завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро. Новый путь длиной 227 километров стал составной частью единой глубоководной системы (ЕГС), завершенной спустя еще почти 20 лет строительством Волго-Дона.

    Идея Беломора появилась у Петра I в ходе Северной войны со Швецией, а потом активно обсуждалась в XVIII и XIX веках. Однако каждый раз становилось ясно, что государственный бюджет такой нагрузки просто не вынесет. Только использование бесплатного труда "заключенных каналоармейцев" (ЗК) в 1930-1940-е годы при минимальном уровне затрат на механизацию работ позволило сделать проект экономически целесообразным.

    Сегодня сеть внутренних водных путей России самая протяженная в мире, по данным Минтранса РФ ее длина - 101,3 тысячи километров. Значительная часть судоходных водных артерий расположена на территории ПФО - это Волга, Ока и Кама. При этом на долю речного транспорта в округе, как и в целом по стране, по разным оценкам приходится 1,7-2,2 процента суммарного объема грузоперевозок.

    Подобную ситуацию Минтранс намерен изменить, тем более что после вступления нашей страны в ВТО на российских реках появятся и суда под иностранными флагами, поскольку транзитный потенциал ЕГС привлечет зарубежных судовладельцев. Предстоит большая техническая и юридическая работа: с одной стороны, потребуются изменения ряда статей Водного кодекса РФ, ныне разрешающего плавание транспортных судов под флагами иностранных государств по внутренним водоемам только на основании двусторонних международных договоров или специальных решений правительства для каждого отдельного случая. С другой - предстоит привести в порядок сами транспортные артерии: сегодня фарватер Волги у Нижнего Новгорода не позволяет проводить по реке крупнотоннажные суда. По мнению профессора кафедры водных путей и гидросооружений Волжской государственной академии водного транспорта Александра Сазонова, проблему судоходства может решить строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области.

    - Принимая решения, касающиеся развития внутренних водных путей, нужно учитывать, что реки Поволжья - часть единой глубоководной системы России, включенной в международный транспортный коридор, - сказал "РГ" профессор Сазонов. - Со временем у нас в округе будет открыто полноценное международное судоходство. Если мы не решим проблему, то не сможем выполнить обязательства, взятые нами при подписании международных конвенций.

    Статистика Минтранса РФ свидетельствует: в 2003-2007 годах на внутреннем водном транспорте имел место стабильный рост объемов перевозок грузов. В 2009-м начался заметный спад. Однако в последнее время ситуация улучшается. За шесть месяцев 2012 года, в частности, Волжское пароходство на четверть увеличило грузовые перевозки, транспортировав свыше 2,7 миллиона тонн грузов и получив доход 1,6 миллиарда рублей - на 45 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

    - Сегодня объем речных перевозок не сравнить с тем, что был лет 30 назад, - подчеркивает министр транспорта России Михаил Соколов. - Речь о восстановлении пассажирских перевозок в прежнем виде пока не идет, хотя и здесь положительные примеры есть, а вот грузовые необходимо возродить. Это хороший способ разгрузить автодороги.

    Поделиться