В Новосибирске возобновился процесс над международными сутенерами

В Новосибирске возобновлено расследование громкого международного дела о вовлечении в занятия проституцией: в течение нескольких лет организованная группа поставляла в притоны Мадрида девушек из Сибири. Задержана последняя обвиняемая - 37-летняя Юлия Юфарева, долгое время скрывавшаяся от российского правосудия в Испании.

Как рассказала "РГ" старший следователь СЧ при ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу Оксана Сидоркина, Юфарева была объявлена в международный розыск еще в 2008 году. Тогда же Центральный районный суд Новосибирска вынес заочное постановление о ее заключении под стражу. До августа 2011 года о Юфаревой не было никаких известий, а затем в Новосибирск пришло сообщение Интерпола о ее "предварительном задержании" в Мадриде: испанские полицейские предложили ей добровольно покинуть страну. Еще несколько месяцев Юлия Юфарева, которая в Испании успела выйти замуж за Хулиана, развестись, найти нового друга по имени Мигель и родить от него сына (которому сейчас уже два года), под разными предлогами уклонялась от выезда в Россию. В Новосибирск она вылетела, только оставшись без документов: срок действия российского загранпаспорта истек, а испанский паспорт ей выдать отказались. В аэропорту Новосибирска ее "встречал" сотрудник полиции. "Юфарева, которая сейчас находится в СИЗО, отрицает свою вину и отказалась давать показания по делу, сославшись на стресс", - сообщила Оксана Сидоркина. По ее словам, расследование дела завершится в течение месяца.

Соучастники Юлии Юфаревой были осуждены в Новосибирске еще в 2009-2010 годах. Центральным районным судом к пяти годам колонии был приговорен Сергей Лазьков, которому девушки были вынуждены переводить заграничные заработки, к четырем - Ольга Крылова, оценивающая претенденток перед отправкой в Европу. Три с половиной года колонии получил по приговору суда еще один участник группы - Александр Лазьков. Сутенеры действовали по отлаженной схеме - 18-20-летних "ловили" на газетное объявление "Высокооплачиваемая работа девушкам в Испании" и предлагали места официанток, сборщиц винограда или фотомоделей. Обещали высокий уровень дохода. Иногда подсовывали контракт, который девушки подписывали не читая, и только за границей обнаруживалось, что они дали добровольное согласие на занятия проституцией. За счет фирмы оформлялись загранпаспорта, визы и турпутевки "Окно в Париж". В Париже "сборщица винограда", следуя инструкциям, должна была отстать от группы и сесть в поезд до Мадрида. Там ее и встречала уроженка Новосибирска Юлия Юфарева с Хулианом. Они отбирали у девушки документы, сообщали о новых перспективах и о сумме "долга" в пять-восемь тысяч евро, который необходимо "отработать". "Долговые" деньги банковскими переводами отправлялись в Новосибирск на имя Сергея Лазькова.

Одним из способов давления на непокорных был шантаж. Тем, кто не хотел угождать клиентам, через некоторое время звонили родные (не подозревающие о том, чем занимается в Испании их дочь) и сообщали, что в квартире случился пожар. По данным правоохранительных органов, в Новосибирске так было сожжено две квартиры и один дом: часа в три-четыре ночи в окна забрасывались бутылки с зажигательной смесью, мать одной из девушек едва не погибла.

Чилет (коттедж) Юлии Юфаревой испанские полицейские "накрыли" в 2006 году - по оперативным данным, к этому моменту в Испанию уже было переправлено более сотни девушек. У одной из них в Испании жила сестра, о чем было неизвестно сутенерам. Более того, сестра еще и была замужем за испанским полицейским. "Звонок сестре" - и притон прекратил существование, а у Юлии Юфаревой начались проблемы с законом.

Это уголовное дело действительно уникально: следствию приходилось собирать доказательства буквально по крупицам на территории двух государств. Большинство пострадавших отказывались сотрудничать с правоохранительными органами: многие продолжают жить в Испании, есть те, кто вышли замуж за "добрых" клиентов. То, что потерпевшими по делу все-таки признано десять девушек, - заслуга оперативников ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу, которые смогли убедить девушек участвовать в судебном процессе. Кстати, в суде обвиняемые на полном серьезе заявляли: мы дали сибирячкам шанс на новую жизнь в европейской стране! Правда, у следствия на этот счет другое мнение: "Молодых девчонок втаптывали в грязь, лишая их возможности начать нормальную жизнь, - считает Оксана Сидоркина. - Дело даже не в физических страданиях потерпевших, а в насилии над личностью, в отсутствии права на выбор".