30.07.2012 23:00
    Поделиться

    В Петербурге разрабатывают концепцию креативного кластера

    О реновации промышленных территорий в Петербурге заговорили серьезно - впервые в городе прошел посвященный этой проблеме форум. Промышленное наследие Петербурга сегодня составляет 57 промзон, из которых 29 находятся в историческом центре. Что с ними делать - пока неизвестно, есть варианты создания жилой застройки, музеев, частичного сноса, передачи под торговые и бизнес-центры. При этом в Смольном поддерживают разработку концепции креативного кластера как основного способа оздоровления депрессивных городских территорий.

    Еще в 2002 году в Смольном сформулировали программу редевелопмента промышленных территорий в центре - намечено экономическое стимулирование собственников объектов промышленного пояса, чтобы развивать территории.

    Всего в историческом центре Петербурга площадью 5,8 гектара 2,4 гектара занимают промзоны. Сейчас, говоря о судьбе заброшенных зданий заводов и фабрик, все чаще поднимают вопрос о креативном кластере. Летом профильный комитет Смольного намерен представить концепцию творческого кластера городскому правительству.

    - Творческие индустрии пока не воспринимаются у нас как экономический феномен, - говорит начальник отдела по развитию инвестиционной привлекательности комитета по инвестициям и стратегическим проектам Игорь Девятко. - Также пока нет общегородской стратегии развития с учетом этих индустрий, как и схемы инвестирования в них.

    Есть также мнение, что огромные промышленные территории надо отдать под жилую застройку - зачем строить новые спальные районы, когда пропадает такой резерв площадей в самом центре. В Петербурге также есть возможность музеефицировать некоторые из промышленных объектов, являющихся памятниками. Однако, по мнению Девятко, промышленные территории нужно использовать только под нужды творческой категории специалистов: если отдать их под жилую застройку, город захлебнется в транспортном коллапсе. Креативный кластер вдохнет жизнь в площади промышленного пояса, привлечет туристов и инвесторов.

    Директор московской группы девелоперских компаний, реализовавших в Петербурге креативное пространство "Ткачи" в здании бывшей ткацкой фабрики на Обводном канале, Александра Славянская рассказала, что Петербург перспективнее Москвы с точки зрения развития таких территорий, но у города нет возможности заниматься этим на собственные деньги. Если инвестор возьмется за здания, которые охраняются как памятники, а их сотни, то эти работы уже будут классифицироваться как реконструкция, что на порядок дороже и сложнее по условиям, и это заметно снизит инвестпривлекательность таких объектов. Что касается создания зеленых зон в "сером поясе" - это еще дороже за счет проектирования и освобождения площадей.

    - Городу не проглотить бесконечное количество торговых и бизнес-центров, - поясняет Славянская. - А музеи никогда не будут приносить инвесторам желаемые деньги. Так что интересы бизнеса и города в вопросе реновации промзон пока расходятся. Инвестор ждет от города либо финансовой помощи, либо готовой инфраструктуры - электричества, дорог, парковок, чтобы ни копать, ни тянуть провода не приходилось. Ведь оставшиеся от съехавших предприятий энергосистемы сведены к нулю, тепловые коммуникации эксплуатировались просто варварски, котельные надо строить заново, водопроводы и трансформаторные подстанции изношены до дыр.

    Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев рассказал, что почти весь "серый пояс" занимают мелкие предприятия, приватизированные в период повального выкупа производств, и сейчас будет невероятно сложно свести их все к какой-то одной цели, ведь у каждого собственника свои планы. Когда появится комплексный инвестор, развить территорию можно будет двумя путями - либо полностью выкупать все здания, либо привлекать каждого собственника по отдельности на свою сторону. Иначе процесс реновации застопорится из-за бесконечных согласований.

    - Нужна законодательная база для работы с такими участками, - пояснил он, - вопрос встал ребром: при выносе промышленных предприятий из черты города в центре освобождается множество площадей, и с ними надо будет что-то делать. Движущей силой здесь должна стать инициатива инвесторов, ведь наш бюджет не резиновый.

    По словам Митюрева, это вовсе не исключает помощи города - нужен проект планировки территорий, обсуждение их функционала. При этом эксперт считает, что стимулирование бизнеса - не совсем верный подход, ведь целью предпринимателей является развитие бизнеса, а не самих территорий. Либо сам город может взять развитие в свои руки, диктуя, как эти земли использовать, либо корпорация из собственников объектов сама решит, как и во что будут преобразовывать промышленный пояс.

    Глава архитектурной мастерской Михаил Мамошин рассказал, что Петербург уникален тем, что подобные территории хоть и представляют "лоскутное одеяло" по типу собственности, все же объединены в единый пояс в форме подковы. Это позволяет говорить, например, об Обводном канале, Выборгской набережной, Нарвской заставе и других участках не только с точки зрения градостроительного развития. Здесь можно рассмотреть и различные транспортные и инфраструктурные решения - развитие метро, наземные и водные средства передвижения. В Москве же такие участки островные и разбросаны по всему городу, что не позволяет реализовать единый градостроительный сюжет.

    Кстати

    В Москве успешными примерами креативного освоения заброшенных промышленных площадей стали пространства для современного искусства "Винзавод", дизайн-завод "Флакон", "Красный Октябрь", в Петербурге - лофт-проект "Этажи" в здании бывшего хлебозавода, креативное пространство "Ткачи" в помещениях прядильно-ткацкой фабрики, "Красный Треугольник" - на знаменитом резиновом заводе и несколько менее известных проектов. На базе бывшего трамвайного депо на Васильевском острове развивают Музей городского транспорта, еще есть проекты создания музеев газа, Роспечати в старых промышленных зданиях-памятниках. Инвесторы пока не считают вложение в творческие площадки прибыльным делом, однако в европейских городах есть множество примеров развития территорий с помощью творческих сил. В Нью-Йорке территория заброшенного мясокомбината, переданная под почти бесплатное поселение творческих работников, через несколько лет превратилась в довольно дорогой и доходный район - сюда потянулись инвесторы, развилась инфраструктура, возросла престижность места, и здесь стали строить элитное жилье, офисы, кафе и магазины. Или территория знаменитых лондонских доков, которую отдали креативным компаниям, сейчас она приносит доход куда больший, чем некоторые объекты недвижимости в центре города. Самый близкий петербуржцам пример - современный дизайнерский район Арабианранта в соседнем Хельсинки, ставший из депрессивной территории центром современного искусства и дизайна, туристическим местом.

    прямая речь

    Денис Котов, генеральный директор Александро-Невской мануфактуры:

    - Мы начали проект реновации на территории 5 гектаров бывшей прядильно-ткацкой фабрики недалеко от метро "Елизаровская". Там можно было снимать фильмы про войну, в таком плачевном состоянии пребывали объекты. Разработали концепцию развития территории вместе с англичанами, но прошли лишь первую стадию - вторая буксует из-за градостроительных вопросов. Проект планировки до сих пор не утвержден, хотя сформирован еще в 2006 году. Могу сказать, что из 40 гектаров окружающей нас территории собственники придумали на своих участках что-то новое лишь на семи гектарах. В остальном мы наблюдаем ситуацию, как в коммуналке, - много участков и много разных собственников. Я не согласен, что город играет второстепенную роль в реновации после инвесторов - город может и должен диктовать хотя бы внешние решения и единую концепцию, активно принимать участие в реновации промзон.

    Поделиться