Дело было так. Городской суд в заполярном городе рассмотрел, казалось бы, банальное уголовное дело по обвинению местного жителя в вымогательстве. Никаких особых сложностей в нем не было. Приговор городского суда был оставлен без изменения и в следующей инстанции.
Но осужденная сторона продолжала протестовать и требовать отмены приговора, мотивируя это тем, что при рассмотрении дела был нарушен закон. И в конце концов смогла это доказать.
Заместитель Генерального прокурора в надзорном представлении в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда попросил отменить решение, вынесенное "неправильным" составом суда.
Что в итоге показала проверка вышестоящей инстанции? Уголовное дело, о котором идет речь, было возбуждено старшим следователем следственного отдела при ОВД. Потом этот же следователь по делу проводил несколько следственных действий. Позже, когда дело рассматривал президиум суда автономного округа, в суде надзорной инстанции принял участие судья, который был отцом следователя.
Решение Верховного суда важно тем, что никаких ошибок в применении норм и правильности наказания в этом деле не было. Закон был применен точно, и наказание было соразмерно преступлению. А причина того, что суду придется по-новому рассматривать это дело, только в родственных связях участников процесса.
Закон на такие "случайности" смотрит достаточно сурово. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 61 Уголовно- процессуального кодекса судья не может участвовать в производстве по уголовному делу, если является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу. Причины такого запрета понятны. Здесь нарушается главный принцип правосудия - беспристрастность следствия и суда.
Надо сказать, что подобная ситуация, когда к одному уголовному делу имеют отношение несколько членов одной семьи, не такая уж и редкость. "Российская газета" писала про дело двух сотрудников службы собственной безопасности МВД Чувашии Иванова и Нефедова. Они с поличным поймали посредника, который передавал сотрудникам ГИБДД деньги от благодарных курсантов за "успешную" сдачу экзаменов. Но в итоге против самих офицеров ОСБ быстро возбудили уголовное дело по заявлению пойманного гражданина. Дело о взятке даже не стали рассматривать, а офицеров за якобы рукоприкладство осудили.
На этом процессе гособвинителем была прокурор Алина Пузырева. Она - дочь председателя Верховного суда республики. Именно здесь скоро будут рассматривать жалобу осужденных на приговор. Но это не все. В следственных действиях по обвинению офицеров участвовал и зять председателя Верховного суда - следователь республиканского отделения СКР, он же муж прокурора. Им в общей сложности подписано 12 документов в этом уголовном деле. Вот такое "семейное" правосудие.