Новости

31.07.2012 00:20
Рубрика: Экономика

Приграничная навигация

В Псковской области внедряют спутниковую систему контроля грузов
Грузоперевозчикам, следующим на склады временного хранения (СВХ) вблизи пункта пропуска "Бурачки" на российско-латвийской границе, больше не придется принимать меры по обеспечению соблюдения таможенного транзита.

Новая модель организации таможенного оформления вводится в рамках эксперимента, который стартовал на днях в Псковской области. В нем участвуют пост Себежской таможни МАПП "Бурачки" (пост отправления), Овинковский и Себежский таможенные посты (посты назначения) и три склада временного хранения приграничных таможенно-логистических терминалов, расположенных на территории региона.

Эксперимент подразумевает переход с "физических" на электронные средства таможенного контроля над движением транспортных средств. На автомобиль участника ВЭД, прибывший с грузами к международному автомобильному пункту пропуска "Бурачки", крепится специальная электронная пломба, а таможенный пост отправления оснащается информационной системой спутникового позиционирования.

- Из пункта пропуска на границе транспортное средство отправляется в недолгий путь по трассе М9 на один из трех СВХ, где располагаются Овинковский и Себежский таможенные посты, - поясняет главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Себежской таможни Марина Кузьмина. - Информацию о перемещении автомобиля сотрудники таможенных постов отслеживают с помощью своих компьютеров.

Деактивация электронной пломбы происходит по прибытии груза на склад временного хранения. Перевозчик, следующий из МАПП "Бурачки" к приграничному таможенно-логистическому терминалу (ТЛТ), освобождается от необходимости обеспечивать уплату таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров на пограничном переходе и может следовать до поста назначения без таможенного сопровождения автомобиля.

В результате операции, связанные с "растаможкой" грузов, участник ВЭД совершает только один раз - непосредственно на ТЛТ. Новшество, как утверждают в Себежской таможне, позволит сократить временные затраты и издержки бизнеса и сделать процедуру декларирования товаров на приграничных таможенно-логистических терминалах (ТЛТ) более привлекательной с точки зрения участников ВЭД.

Сейчас предприниматели, транспортирующие товары из зарубежных стран в Россию и наоборот (не считая посетителей МАПП "Бурачки"), проходят процедуру досмотра и оформления грузов дважды: на так называемых внутренних российских таможнях, которые могут находиться в нескольких километрах от пограничных постов, и непосредственно на границе. Такая система неудобна как бизнесу, так и таможенному ведомству. Экспортеры и импортеры теряют из-за многочисленных досмотров время, таможенная служба - деньги: нередко случается, что в накладных на погранпереходах предприниматель указывает одну стоимость товара, а на внутренних таможенных пунктах - уже другую, более низкую.

Решить проблему "двойных инвойсов" призваны современные таможенно-логистические терминалы, которые возводятся в рамках федеральной таможенной концепции. ТЛТ - это комплексы зданий и сооружений, где реализуются коммерческие услуги по таможенному оформлению, хранению товаров и транспортировке грузов внутрь страны. Они строятся усилиями частных инвесторов в непосредственной близости от государственных границ и пропускных пунктов.

В настоящий момент в Псковской области реализуется восемь проектов по строительству подобных таможенно-логистических комплексов. Строительство пяти терминалов вблизи международных автомобильных пунктов пропуска "Убылинка", "Шумилкино" и "Бурачки" уже завершено. Однако заработать в полную силу ТЛТ не могут - из-за неразвитой транспортной и таможенной инфраструктуры.

Одна из причин, которая тормозит реализацию таможенной концепции, - недостаточная пропускная способность псковских пограничных переходов. По словам губернатора Псковской области Андрея Турчака, все пункты пропуска в регионе нуждаются в реконструкции. Но в федеральную программу по обустройству госграницы на 2012-2020 годы вошел только один псковский пункт пропуска - "Брунишево". Он будет реконструирован в рамках международной программы приграничного сотрудничества "Эстония - Латвия - Россия".

Увеличить пропускную способность на границе как минимум в два раза без вложения бюджетных средств в модернизацию пунктов пропуска позволила бы полная отмена процедуры таможенного транзита для транспорта, следующего на склады временного хранения, уверены представители псковских таможенно-логистических терминалов. Однако пока подобная инициатива - лишь перспектива на будущее, не подкрепленная законодательными инициативами Федеральной таможенной службы и региональных таможен.

Упрощенный порядок перемещения товаров и транспортных средств с использованием систем спутниковой навигации может стать первым шагом к отмене таможенного транзита. "Отработка экспериментальной процедуры продлится до 10 октября, - отмечает Марина Кузьмина. - Если эксперимент пройдет успешно, инновационная модель организации таможенного оформления будет внедряться и на других приграничных таможнях, в зоне деятельности которых расположены таможенно-логистические терминалы".

Экономика ВЭД Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Псковская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники