Новости

31.07.2012 00:45
Рубрика: Экономика

Спорные моменты

Текст: Вячеслав Евсеев (директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования)
После 18 лет переговоров Россия 23 августа 2012 года станет полноправным членом ВТО. Для большинства отраслей вводятся переходные периоды, некоторые снижают барьеры доступа на рынок единовременно в момент присоединения. Тем не менее согласно принятым обязательствам средневзвешенные импортные пошлины снизятся с 9,5 до 7,8%, причем средний тариф на промышленные товары понизится с 9,5 до 7,3%, на сельскохозяйственные товары - с 13,2 до 10,8%.

Представители сельскохозяйственного сектора ожидают значительный наплыв импорта и опасаются за судьбу агрохолдингов, средних и малых хозяйств. К примеру, пошлины на молочные продукты постепенно снизятся с 19,8 до 14,9%, средний тариф на зерновые товары упадет с 15,1 до 10%. Импортная свинина внутри квоты будет ввозиться беспошлинно, при этом произойдет снижение пошлин за пределами действующей квоты 430 тыс. тонн с 75 до 65%, а с 2020 года квоты будут заменены 25% плоским тарифом. В итоге политика последних лет по самообеспечению свининой может закончиться неудачно, доля импорта в секторе, по данным РСПП, может достичь прежних 35-45%, а срок окупаемости инвестпроектов может увеличиться с 8 до 12 лет.

Россия приняла на себя обязательства по ограничению мер поддержки АПК. Господдержка в рамках "янтарной" корзины" к 2018 году не должна превышать 4,4 млрд долл., постепенно снижаясь с 9 млрд долл. в 2012 году.

В автомобилестроении достигнуты договоренности по отступлению от правил ВТО до завершения инвестиционных проектов по промышленной сборке автомобилей и автокомпонентов на территории России. В результате к 1 июля 2018 года многие инвесторы должны выйти на окупаемость и начать получать прибыль. По окончании семилетнего переходного периода пошлины на новые и подержанные автомобили снизятся с 25 до 15 и 20% соответственно.

По просьбам отечественных автомобилестроителей минпром торг в настоящее время разрабатывает законопроект по введению специального "утилизационного" сбора на подержанные автомобили, произведенные за пределами России. Данная мера призвана снизить негативный эффект от снижения импортных пошлин.

По оценкам Ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш", к 2020 году доля российских производителей на рынке может снизиться с нынешних 50 до 15-20%. Максимальный переходный период в отрасли составит 4 года, пошлины на отдельные виды техники снизятся с 15 до 5%. В условиях снижения импортных пошлин вместе с сокращением господдерж ки многим предприятиям отрасли грозит серьезная реорганизация и сокращение производства.

В отношении российских авиакомпаний принят ряд мер, направленных на развитие отрасли. В частности, государство компенсирует часть затрат при лизинге отечественных новых самолетов. Согласно достигнутым договоренностям российские авиаперевозчики смогут пополнить парк техники за счет уменьшения пошлин. Так, импортные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты снизятся с 20 до 7,5% в течение 7 лет, на остальные самолеты, за исключением легких, - с 20 до 12%.

Конечный уровень связывания (т.е. допустимый уровень ставок) ввозных таможенных пошлин не отражает интересы 80% компаний, принявших участие в исследовании. Среди основных угроз присоединения компании отметили возможное сокращение доли отечественного производителя на внутреннем рынке, снижение использования таможенного тарифа в качестве инструмента защиты отрасли, возможное снижение ставок ввозных таможенных пошлин на основную продукцию отрасли. Основные преимущества от присоединения компании видят в снижении или отмене пошлин на высокотехнологичное оборудование и комплектующие. Мерами защиты, по мнению 60% респондентов, должно стать использование антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Присоединение к ВТО не означает, что у отечественной промышленности не будет механизмов защиты. Перечень таких инструментов обширен. К примеру, специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры. С момента создания ВТО ее члены инициировали около 4500 расследований. Большинство завершено в пользу инициатора. Законодательство - и российское, и ТС - также позволяет использовать подобные механизмы защиты.

Возможность использовать орган по урегулированию торговых споров ВТО - один из ключевых аргументов за присоединение России к данной организации. Однако не стоит забывать, что этот инструмент работает в двух направлениях. Россия может с равным успехом как возбуждать торговые споры, так и становиться целью для проводимых расследований. При этом вероятность стать целью для атак у России на порядок выше.

Наиболее дискриминируемыми отраслями отечественной экономики на зарубежных рынках являются металлургия, химическая промышленность, производители минеральных удобрений. Также сталкиваются с разного рода трудностями экспортеры продукции сельского хозяйства, коммуникационные компании. По-видимому, компании из этих отраслей могут быть заинтересованы в использовании механизмов урегулирования торговых споров ВТО.

Экономика ВЭД