Роль Джузеппе Гарибальди в итальянской истории переоценить весьма трудно. Этому генуэзцу было суждено возглавить мощнейшее национально-освободительное движение ("рисорджименто"), завершившиеся объединением Италии в единое государство в 1871 году. На Апеннинах сегодня сложно найти город, в котором не было бы памятника "отцу итальянской нации", улицы или площади, увековечившей его имя. Тем не менее потомки Джузеппе Гарибальди настаивают на том, что, несмотря на весь этот почет и уважение, завещание их родственника было в свое время беспардонно проигнорировано. "Мой прадед хотел, чтобы его кремировали. Он мечтал, чтобы каждый итальянец смог собрать немного его праха и развеять его по различным уголкам страны, дав таким образом жизнь новой Италии", - объясняет правнучка главного итальянского патриота Анита Гарибальди. Вскрытие могилы состоится в сентябре. "РГ" обратилась к президенту национального комитета по охране предметов истории, культуры и окружающей среды, известному искусствоведу Сильвано Винчети за подробностями в преддверии этой ответственной "миссии".
- Г-н Винчети, почему претензии по поводу подлинности останков Джузеппе Гарибальди не выдвигались его родственниками раньше? Какова цель этой эксгумации?
Сильвано Винчети: Эти сомнения существовали в семье Гарибальди очень давно. Основаны они были прежде всего на том, что по решению тогдашних властей, тело Гарибальди было почти насильственно забальзамировано, несмотря на завещание героя Италии, в котором он черным по белому просил его кремировать. Эти подозрения так и остались бы ничем не подкрепленными претензиями, если бы два года назад не произошла наша встреча с правнучкой патриота Анитой Гарибальди, обратившейся к нам за проведением эксгумации от лица большинства родственников. Ее официальная цель - выяснить, в каком состоянии сегодня находятся останки вождя "рисорджименто". Извлечение праха Гарибальди важно не только для потомков великого полководца, но и для всей Италии. Итальянцы имеют право знать, как и где был похоронен, человек, объединивший их страну.
Подробно изучив целый ряд исторических документов, датированных первыми днями после смерти Гарибальди, мы пришли к выводу, что была грубо нарушена технология бальзамирования. Его тело было забальзамировано слишком поздно (через 9-10 дней после его смерти) и очень плохо. А это значит, что есть угроза "распыления" останков. Дополнительные сомнения порождает тот факт, что могила Гарибальди на Капрера, должна была стать временной. Судя по свидетельствам того времени, героя Италии планировали похоронить в Пантеоне или на Капитолийском холме. Возникает очевидный вопрос: почему этого так не произошло?
-Чьи останки вы рассчитываете найти под плитой? Как будет определена их принадлежность?
Сильвано Винчети: Как только мы откроем саркофаг, многое станет ясно. Мы сегодня исходим из того, что там обязательно должны быть чьи-то кости, но ведь их может там и вовсе не оказаться. Наши поиски, как мне кажется, могут свестись к двум потенциальным результатам. Первый - мы обнаруживаем кости. В этом случае, все будет зависеть от их состояния. Если они окажутся в стадии "распыления", то немедленно вмешаются наши эксперты, чтобы остановить этот процесс. Затем, нашей задачей будет определить, действительно ли они принадлежали самому Гарибальди или в его могиле захоронен кто-то другой. Выяснить это мы сможем, только проведя генетический анализ. Для этой проверки в нашем распоряжении есть образец ДНК потомка полководца по мужской линии. Однако нельзя также исключать, что под плитой не окажется вообще никого. Это будет означать, что мы имеем дело с серьезным преступлением - осквернением и опустошением могилы национального героя. Естественно, по факту исчезновения останков будет немедленно начато расследование. Ведь речь идет о чести всей Италии.
- И все-таки, если анализ ДНК окажется положительным и выяснится, что в этой могиле все эти 130 лет покоился Джузеппе Гарибальди, его останки будут перевезены в Рим?
Сильвано Винчети: Это уже будет зависеть не от нас. Решать этот серьезный вопрос будут члены семьи и министерство культуры Италии. Мы в этом конкретном случае просто не имеем права вмешиваться. Знаю лишь, что родственники, учитывая, что прошло больше века назад, хотели бы с помощью новых технологий сохранить останки Джузеппе Гарибальди для будущих поколений итальянцев.