Из того, что сам президент озвучил на открытой части совещания, в присутствии прессы, широко растиражированы броские цифры: до 2020 года в состав флота намечено ввести 51 боевой надводный корабль, 8 стратегических подводных ракетоносцев и 16 многоцелевых подводных лодок. Причем все это, за исключением двух французских "Мистралей", планируется построить на отечественных верфях. На эти цели выделяется астрономическая сумма - 4,44 триллиона рублей, почти четверть (23,4 процента) от всего объема государственной программы вооружений.
Говоря о серийном строительстве кораблей нового поколения, Владимир Путин увязал это с модернизацией судостроительных и других оборонных предприятий - "иначе они не смогут реализовать госпрограмму вооружений в полном объеме, либо не дадут нам необходимого качества".Чтобы обеспечить тут необходимый баланс интересов, президент предложил скорректировать, при необходимости, ныне действующие федеральные целевые программы развития ОПК и гражданской морской техники.
Опережающими темпами при прочих равных возможностях должны проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью создания комплексов и систем вооружений для кораблей следующих поколений, которые будут создаваться после 2016-2020 годов. Для всего этого, подтвердил президент Путин, "деньги у нас есть, они выделены в бюджете, но их надо тратить с умом". И, как минимум, не допускать перекосов и диспропорции в том, что касается расходов на создание, текущее обслуживание (эксплуатацию) и плановые ремонты сложной боевой техники и вооружений.
В идеале должен планироваться и быть финансово обеспечен весь жизненный цикл корабля или подводной лодки - от эскизного чертежа до заключительных работ по утилизации. Но это в теории. А ситуацию, как она выглядит на практике, глава государства публично обнажил на примере наиболее многочисленного класса АПЛ, называемых "многоцелевыми". По словам Путина, "недопустимо большое количество многоцелевых атомных подводных лодок сейчас эксплуатируются с ограничениями или вообще выведено в резерв. При этом ни одна не прошла плановые заводские ремонты".
К многоцелевым относится и гвардейская АПЛ "Гепард" - последняя из принятых в состав российского ВМФ. Два ее старших собрата - "Леопард" и "Волк", построенные на "Севмаше" в начале 90-х по проекту 971 "Щука- Б" питерского Морского бюро машиностроения "Малахит", лишь недавно (и первыми среди себе подобных) переданы на северодвинскую "Звездочку" для ремонта и модернизации. Как уверяют на заводе, "модернизация будет масштабной, до нового проекта 971М. Даже сердце корабля - ядерная энергетическая установка - подвергнется кардинальным изменениям".
До нынешнего года о судьбе АПЛ этого проекта и высоких кабинетах и флотских штабах велись бесконечные дискуссии: что делать - ремонтировать и возвращать в строй корабли, потерявшие боеготовность, или новые закладывать? Головной корабль этой серии (а всего в России/СССР их спущено на воду пятнадцать), носивший в последнее время наименование "Ак-Барс", порезан на "Звездочке" в 2010 году, даже не пройдя среднего ремонта...
Президент Путин на совещании в Северодвинске решительно потребовал, чтобы минобороны, ВМФ России и Объединенная судостроительная корпорация выработали согласованную и внятную программу ремонта таких подводных лодок. И доложили, "что будет сделано для решения этого вопроса в ближайшее время".
В отношении стратегических подводных лодок положение другое, но ничуть не менее сложное. На Северном флоте ситуация в начале лета была такая: шесть ракетоносцев значились в ремонте и на испытаниях, и только три - в боевом составе. Чтобы не быть голословным, перечислим их поименно. К середине июля находились в акватории "Севмаша" и "Звездочки" и состояли в оперативном подчинении командования Беломорской морской базы: тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской". Два ракетоносца четвертого поколения "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский", все еще не переданные ВМФ. А также три изрядно послуживших "стратега" (проект 667 БДРМ): - "Верхотурье", "Новомосковск" и недавно пришедший для ремонта и восстановления технической готовности после пожара в доке поселка Росляково "Екатеринбург". У причала "Звездочки" осваивается после ремонта дизельная подлодка "Калуга" (похожую субмарину ВМС Индии "Синдуракшак" в расчет не берем).
Там же, на акватории БелВМБ, пришвартованы два тяжелых атомных подводных крейсера "Архангельск” и "Северсталь” (аналоги "Дмитрия Донского”). Сведения об их дальнейшей судьбе противоречивы. Одни уверяют, что их вывели в отстой, чтобы через некоторое время порезать на иголки. Другие еще сохраняют надежду, что корабли-гиганты могут модернизировать-перестроить под какие-то новые задачи российского ВМФ...
Собранные вместе, эти корабли олицетворяют собой былую и, как нас уверяют, будущую мощь российской группировки стратегических ядерных сил морского базирования. Если действовать методом исключения, нетрудно представить, что в месте штатного базирования подлодок Северного флота, входящих в морскую группировку СЯС, осталось только три единицы из линейки БДРМ - это подлодки "Карелия”, ”Тула” и "Брянск”. И еще вопрос - все ли они могут в полном объеме выполнять задачи боевой службы.
А долгожданные "Бореи” с капризной "Булавой” все еще не переданы флоту. Приемный акт по "Юрию Долгорукому” хотели было подписать к Дню ВМФ (эту дату называли официальные лица минобороны ВМФ), да в последний момент передумали. Очередной срок - октябрь 2012 года. "Ракетный комплекс "Булава" и его штатный носитель подводный ракетоносец "Юрий Долгорукий" будут приняты на вооружение ВМФ России после двух испытательных пусков ракеты, которые состоятся в октябре”, - сообщает "Интерфакс-АВН" со ссылкой на источник в российском ОПК. Прорабатывается, если принять на веру эти слова, возможность залпового пуска "Булавы" с "Юрия Долгорукого" и "Александра Невского".
Перенос зачетных пусков "Булавы" на осень, по сведениям из того же источника, связан с необходимостью устранить замечания госкомиссии по головному ракетоносцу "Юрий Долгорукий".
Контракты на аварийный ремонт и восстановление технической готовности ракетного крейсера "Екатеринбург" еще не подписаны - в день выездного совещания в Северодвинске это официально признал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, процедура возвращения корабля в боевой состав разбита на две фазы: дефектация и сам ремонт. По этой же причине предстоит подписать не один, а два контракта.
Как ранее сообщала "РГ", пострадавший от пожара "Екатеринбург" приняли на "Звездочке" в конце июня и тогда же, не теряя времени на предварительные согласования, приступили к дефектации узлов, механизмов и корабельных систем, включая поврежденную пожаром антенну гидроакустической станции. От общего состояния корабля и степени повреждений в его носовой оконечности, где расположена антенна ГАС, зависят и время, и стоимость ремонта. Миллиард рублей на восстановление технической готовности и 500 миллионов - на аварийный ремонт гидроакустической станции, что изначально предлагали военные, в Объединенной судостроительной корпорации считают заведомо убыточной ценой и настаивают на ее корректировке в сторону увеличения.
Что же касается сроков возвращения АПЛ "Екатеринбург” в боевой состав Северного флота, он определен предельно четко - июнь 2014 года. И эти временные рамки, заверил "РГ” генеральный директор "Звездочки” Владимир Никитин, будут выдержаны. За свои слова тут привыкли отвечать: в канун Дня ВМФ, как и обещали, судоремонтники вернули в боевой состав Северного флота подводный крейсер "Новомосковск” - шестой корабль в серии однотипных ракетоносцев, получивших на "Звездочке” второе рождение.