01.08.2012 07:55
    Поделиться

    Ущерб от АЧС в Волгоградской области может составить 15 миллиардов

    Из-за африканской чумы свиней в Волгоградской области складывается критическая ситуация.

    Вирус получает все большее распространение: на прошлой неделе зарегистрирован еще один очаг, в райцентре Светлый Яр. Это уже седьмая вспышка в регионе в этом году.

    О том, как противостоять распространению заболевания, обсуждали в областном правительстве на совещании с главами муниципальных образований и сельских поселений южных и заволжских районов.

    Сейчас на территории Волгоградской области действует запрет на продажу свинины непромышленного производства на рынках и на вывоз за пределы региона. Свиное мясо можно продавать только промышленного производства и только в магазинах. Кроме того, в июне и июле введен карантин в Калачевском, Ленинском, Октябрьском, Светлоярском, Среднеахтубинском районах и в городе Волжском. Если в области будут обнаружены новые очаги АЧС, карантин введут уже по всему региону, а это грозит полным уничтожением поголовья свиней в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, а также запретом на вывоз за пределы волгоградской территории вообще любой сельхозпродукции. Пока что эмбарго нет, но министр сельского хозяйства области Александр Тарасов сообщил, что из-за АЧС некоторые регионы уже отказываются закупать волгоградскую сельхозпродукцию.

    - Ситуация серьезнейшая, - подчеркнул заместитель председателя правительства Волгоградской области Василий Галушкин. - Если мы закроем всю область на карантин, то, по предварительным оценкам регионального министерства экономики, общие издержки могут составить 15 миллиардов рублей.

    Сейчас в зонах отчуждения - в радиусе 20 километров от очагов заболевания - уничтожено либо уничтожается поголовье свиней. Других способов борьбы с заразой просто нет, вакцины против АЧС не существует. Владельцы животных получают компенсацию, 85,8 рубля за килограмм живого веса. Эта цифра определяется исходя из данных Росстата о средней цене на конкретную дату. Компенсация ущерба производится из резервного фонда Волгоградской области. На эти цели постановлением правительства выделено более 11 миллионов рублей.

    - Сейчас под удар карантинных мероприятий попали селяне, откармливавшие свиней в своих подсобных хозяйствах, а также фермеры, - говорит председатель комитета по аграрной политике и природным ресурсам Волгоградской облдумы Анатолий Якунин. - Ставка делается на крупных производителей свинины, но проблема в том, что их можно по пальцам пересчитать, в области лишь несколько мощных свинокомплексов с замкнутым циклом производства.

    Фермеры, которым за бесценок пришлось сдать здоровых хрюшек на уничтожение, говорят о том, что карантинные мероприятия лоббируют крупные производители.

    - АЧС ударила по всем, мы как на фронте сейчас, - говорит генеральный директор одного из крупных свиноводческих комплексов Волгоградской области Вячеслав Кичкин. - Главная цель - компартмент, то есть закрытость предприятия. Конечно, основная борьба разворачивается там, где животные содержатся открытым способом. Крупные свинокомплексы пострадали от АЧС меньше, но любые ограничительные мероприятия затрудняют работу. Если зимой мы отгружали свинину в регионы в радиусе тысячи километров от Волгограда, то сегодня вынуждены сбывать свою продукцию внутри области. Кроме того, если раньше мы могли сами на сайте Минсельхоза узнать уровень компартмента предприятия и, если он соответствует нашему, продать ему продукцию, то теперь, чтобы отгрузить туши на конкретный мясокомбинат, должны получить разрешение ветеринарной службы. В связи с этим увеличивается срок принятия решений, задерживаются отгрузки. У нас процесс беспрерывный: животные набирают вес, их нужно реализовывать. Держать их до бесконечности у себя мы не можем.

    - Проблема с АЧС очень острая, главная задача сейчас, на мой взгляд, - сохранить поголовье на больших предприятиях, создав зону отчуждения вокруг них, - считает Елена Морозова, главный ветеринарный врач другого крупного хозяйства. - Понятно, что фермеры пострадали. Но что толку, если сейчас мы будем пытаться бороться за отдельные личные хозяйства, а потом потеряем сразу всю отрасль? Задача власти, на мой взгляд, - создать механизм реализации свинины с карантинных территорий.

    Проблема в том, что крестьяне, чьи хозяйства оказались в зоне карантина, но не в зоне отчуждения, и продать выращенных свиней не могут, и на компенсацию не имеют права. Разумеется, это только подливает масло в огонь. Выход - создавать перерабатывающие предприятия, позволяющие проводить термическую обработку животноводческой продукции, в районах (например, колбасные цеха), но это дело не одного дня.

    Кроме того, в областном минсельхозе сейчас разрабатывают программу развития альтернативного животноводства в личных подсобных хозяйствах, расположенных в пределах 20 километров от крупных свиноводческих комплексов. Сотрудники свинокомплексов дают письменное обязательство не выращивать свиней на личных подворьях. Программа предполагает, что и другие жители этих территорий, в случае если откажутся от разведения свиней, получат субсидии на приобретение других животных: крупного рогатого скота, овец, кроликов, птицы.

    Между тем

    Эксперты отмечают, что дефицит свинины может возникнуть только в части розничного потребления свежего мяса, цена на которое уже повысилась. Если месяц назад на волгоградских рынках купить свинину можно было от 190 рублей за килограмм, то сейчас в магазинах она продается по цене 240 - 280 рублей. По словам представителей торговых сетей, на прилавках присутствует мясо от двух крупных производителей: из Иловлинского и Городищенского районов Волгоградской области, а также из Белгородской области. Но большую часть рынка занимает свинина промышленного производства, запрет же на продукцию мясокомбинатов не распространяется.

    Поделиться