Итак, пятидневное уникальное для России рок-шоу стартовало. И сразу в нужном ритме, без разгона. Это можно сказать и про публику, в первый же день "закрывшую" огромную поляну El Dia Cubana, то есть дневную сцену фестиваля, и про погоду - 1 августа погода на южном побережье Тамани выдалась самой что ни на есть августовской, роскошно жаркой, почти безветренной, к чему удачно приложилось прохладное море…
А уж что касается состава участников первого дня, то высокий, год от года все растущий, креативный уровень организаторов фестиваля был продемонстрирован и здесь.
Кубана традиционно любит ска, и за Skatalites на дневную сцену вышла звонкоголосая Ольга Маркес и ее группа ТПП (в прошлом году эти ребята приезжали в Веселовку как Alai Oli). ТПП тоже сыграли ска, но под такие жесткие и оглушительные бас-гитару и барабаны, что выглядело это практически тяжелым панком и только ритмом в некоторых тактах напоминало музыку с Ямайки.
Еще туже закрутила ритмическую пружину первого дня группа Animal ДжаZ. Александр Федотовских появился перед полуголой, только что из моря, публикой в традиционной шерстяной шапочке и грянул свои страдания про стереолюбовь. Рок-пляжники с удовольствием повелись на тягучий ритм драматических движений "Михалыча". Он пытался что есть сил заставить всех переживать, "пробиваться к истине", а мы себе слушали и подпевали.
А вот вышедшие ближе к вечеру звезды уже европейского и мирового масштаба британцы Subways обошлись без великорусских переживаний. Группа в прошлом году выпустила новый диск, ритмически жесткий и немилосердный по саунду. Тексты к песням на актуальнейшие темы лидер группы Билли Ланг писал, глядя в телевизор и слушая новости, и только потом сочинил к ним музыку. Случай нечастый в мировой поп-практике, люди обычно начинают работу над песней с запоминающегося мотива и только потом подгоняют под него слова, но "кубанский" сет Subways показал, что и мелодии, положенные на стихи, могут звучать так, что одного тура по его раскрутке в Европе показалось мало и группа поехала в следующий, а народ на южнорусском фестивале сначала с нетерпением скандировал название группы, а потом вместе с ней распевал и Kiss Kiss Bang Bang, и Friday. Все было до предела энергетично и громогласно, как со стороны группы в две гитары и барабанщика, так и со стороны нашей просвещенной молодежи - молодой мистер Ланг, встретив такой прием, крикнул в публику перед последним бисом более чем часового сета - "Кубана, ты сведешь с ума любого!"
Дневной сет закончился заполночь - и как закончился! Цыганская банда из Америки Gogol Bordello заставила не только праздных зрителей, но и народ, занятый делом под сценой, - телеоператоров, охрану, журналистов - не просто пританцовывать в такт, а плясать, что есть сил. Скрипка, аккордеон, гитары звучали то в унисон, то в удивительно гармоничный разнобой в цыганских, балканских и латиноамерканских ритмах. Лидер Gogol Bordello, человек не ограничивающий себя пространствами ни географически, ни музыкально, сейчас живет в Бразилии - и становилось понятно, чем песни выходца из Украины берут американского и мирового слушателя. Восхитительное карнавальное безумие мгновенно перенеслось со сцены в поле, музыкальный бандит Евгений Гудзь, закинув за спину гитарку, скакал по сцене по выдвинутому далеко в публику подиуму вместе со своим смуглокожим МС Педро Эразо, кренделя на своих инструментах выписывали скрипач Сергей Рябцев, басист-пират Томми Гобина и Элизабет Чи-Вэй на перкашн…И вся Тамань гуляла с ними, как на цыганской свадьбе.
О том, что заставило The Subways начать новый альбом со стихов, и почему Евгений Гудзь включил в последний альбом Gogol Bordello стихи Пушкина и Высоцкого, музыканты рассказали в интервью "РГ", которое будет в ближайшее время опубликовано на сайте www.rg.ru