Тем более в Воронеже, где после Великой Отечественной и "просто старых" зданий мало. Но стоит, поплутав по тихому центру, найти в переулке Фабричном дом № 10, как иллюзии рассеиваются. Облупившаяся коробка, провалы окон, скелет крыши.
"РГ" писала о нем год назад - город праздновал 425-летие в декорациях XIX века, отреставрировав фасады на главных улицах, откуда построенный столетием ранее "гарденинский" дом не видно. Чиновники объясняли, что заботиться о нем должен собственник - ООО "Квант", и обещали побудить его к большей активности.
Верю не верю
Охраняемый государством дом стоит торцом к переулку и потому неприметен. На уровне второго этажа - икона: до революции здесь была домовая церковь во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Этот факт некоторые не признают. Однако, если пройти вперед, можно рассмотреть в притворе старинного Тихвино-Онуфриевского храма копию чертежа начала ХХ века. Алтарь обозначен.
По сравнению с прошлым годом у бывшей усадьбы фабриканта Гарденина стало чище, мусор собран кучей в углу двора. Земля там принадлежит епархии, но хлам явно не церковный. На приходе полагают, что его собрали при очистке памятника, а в "Кванте" грешат на местных жителей.
- Наш подрядчик выполнил все текущие работы, кроме закрытия кровли. Воронежский региональный центр судебных экспертиз заключил, что без укрепления стен лезть туда опасно, - сообщил директор взявшейся за дела "Кванта" управляющей компании "Крайс" Сергей Субботский. - Как видно на майских фотографиях, все окна и двери были закрыты. Но доски постоянно отдирают. Предписания нам выдают с прошлого лета, мы их выполняем. Пусть и не всегда в срок.
Временной зазор между предписанием и его исполнением виден на примере той же крыши. Прошлым летом областной департамент культуры указал, что закрыть ее следует до конца 2011 года. Техническую возможность ремонта оценивали в марте 2012-го. С другой стороны, за охранным обязательством на квартиры "Квант" обратился почти сразу после получения предписания - в прошлом июле. А заключены соглашения были 20 февраля.
- Срок выполнения ремонтно-реставрационных работ - до конца 2012 года. Прокуратура сообщила нам, что фирма активизировала работу по оформлению бумаг для подготовки проектной и разрешительной документации, получила задание на проектирование. Но, судя по всему, тянуться процесс может сколько угодно, - предположил настоятель Тихвино-Онуфриевского храма протоиерей Михаил Мироненко. - А дом-то разрушается. Департамент культуры очень… терпеливо относится к уничтожению памятников этой культуры. Зимой, когда письмо в защиту дома № 10 подписало 450 человек, известные в городе деятели культуры, - чиновники грозились принять меры вплоть до подачи иска об изъятии памятника. Поскольку ключевые мероприятия "Квант" не проводит, памятник по федеральному закону полагается забрать и передать другому попечителю. Принять на баланс города, региона или, как мы предлагали, епархии (чтобы восстановить в доме № 10 храм, открыть богадельню или приют). Но в департаменте решили повременить.
Казнить нельзя
С колокольни храма происходящее видится как намеренное уничтожение. На протяжении ряда лет видимых усилий к сохранению дома № 10 не прикладывалось, а проверяющие появлялись в основном после жалоб в облправительство или прокуратуру. При этом "Квант" вел с приходом тяжбу за участок земли во дворе дома № 10, - зная воронежские реалии, наблюдатели объясняли это желанием получить больше площади под строительство на месте памятника. Ту же версию питали и другие странности.
- В некоторых документах, представленных "Квантом" в суд, двухэтажное здание-памятник стояло под номером 10а. А 10-м, охраняемым, оказывался четырехквартирный флигелек во дворе, где, судя по "зеленкам", квартир целых девять, причем одна - на втором этаже, - напомнил отец Михаил Мироненко. - Процесс фирма проиграла, а памятник стали обозначать как дом 10 (10а).
В департаменте культуры нестыковки прокомментировали так: "Собственник, видимо, мухлевал с номерами домов, чтобы вывести их из-под охраны, в итоге от этой идеи отказался, но на всякий случай мы применяем двойную нумерацию". Юрист управляющей компании Владимир Образцов возразил, что адрес: "переулок Фабричный, 10а" был, по данным техинвентаризации, присвоен части квартир в двухэтажном доме при прежних владельцах.
С "колокольни" чиновников картина безысходной не выглядит.
- Объект законсервирован, за неисполнение предписаний мы по суду накладываем на "Квант" административные штрафы. Проектирование должно начаться, когда утвердят схему расположения участка с памятником на кадастровом плане, - рассказал консультант отдела культурного наследия департамента культуры и архивного дела Воронежской области Евгений Шевченко. - Замысел фирмы приемлем, но требуется корректировка границ земельного участка и предмета охраны. Наиболее старую часть - ближе к переулку Фабричному - восстановят без изменений, а с противоположного конца, где улица Летчика Замкина, позади нынешней постройки будет четырехэтажная секция. Памятник займет примерно треть итогового объекта.
В УК подтвердили, что намерены сохранить двухэтажный объем здания, двор и кирпичную ограду.
- Домик получится не наглый, лаконичный, - охарактеризовал предложение Сергей Субботский. - Надстройка идет в другом месте и так, что старое здание "читается" отдельно. Всего четыре этажа. Возможно, с мансардой. Ту часть, где был домовый храм, мы планировали отдать церкви. Там ничего, кроме богослужений, и представить нельзя. Если скажут, что ценность в доме имеет одна стена, - восстановим ее. Если все здание - укрепим или воспроизведем его заново.
По словам Евгения Шевченко, в идеале реконструкцию надо провести до конца года. Но по факту задача-максимум - добиться, чтобы работы на объекте хотя бы начались. Минимум - утвердить к 2013-му проект.
- Может, когда "Квант" подсчитает, во что обойдется реконструкция, он снова станет "вилять". Но пока вроде бы настрой конструктивный, - отметил Шевченко. - Судиться с фирмой нецелесообразно, пока есть шанс, что в обозримом будущем одним аварийным памятником станет меньше.
Не ломать, не строить
Из офиса управляющей компании город виден с высоты птичьего полета. Так же, глобально, тянет и смотреть на историю с домом 10 (10а). Мол, все просто, как линия. Правда, ломаная. Что за препятствия она все время огибает? Почему, например, компания за минувший год не заказала проект реконструкции? Почему не проводит мероприятия по сохранению объекта?
- И то и другое допустимо только при наличии прав на участок под объектом. Проектировщикам нужен градостроительный план, для его получения мы должны оформить границы участка, что занимает время, - разъяснил Владимир Образцов. - Департамент культуры игнорирует этот фактор и действует формально, направляя в суд материалы о нашем бездействии. Но суд принимает нашу сторону. Нельзя вести строительные работы, не имея на них проекта и разрешения.
Сергей Субботский подчеркнул, что неофициально работа над проектом начата:
- Мы просто не вправе называть эту фирму, раз пока нельзя заключить с ней договор. Необходимая лицензия у нее есть. Эскиз соответствует требованиям, выдвинутым по итогам госэкспертизы дома № 10 в 2003 году. Тогда маститые специалисты заключили, что здание не обладает архитектурно-эстетической, функциональной и эмоционально-художественной ценностью, предметы охраны - конфигурация двора, кирпичная ограда, объемно-пространственная композиция, высота… Но исходные данные вдруг поменялись: в марте департамент культуры утвердил как предмет охраны всю территорию усадьбы. Значит, мы там шагу не ступим без особого разрешения. Экономика проекта рушится.
УК намерена оспаривать решение чиновников, и тогда дело до реконструкции дойдет нескоро.
Татьяна Старцева, руководитель АУК "Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области":
- Что называют "самым старым домом в Воронеже"? Местные краеведы, может, и думают, что на участке в переулке Фабричном, 10 (10а) сохранились элементы купеческой усадьбы. Но стоит там здание, построенное при реконструкции во второй половине XIX века для содержания малолетних преступников, - так называемая "полуротка". Ее не назовешь шедевром архитектуры.
Сейчас собственники данного объекта работают по претензиям департамента культуры области. Изъять у них имущество - это последняя стадия. "Квант" создает проект реставрации дома с приспособлением для современного использования. Эскиз мы видели и направили на доработку. Люди не сидят сложа руки. Они обращались к специалистам для проведения историко-архитектурной экспертизы здания: надо беспристрастно определить, какая часть объекта относится к историко-культурному наследию, а какая - просто "полуротка". Ведь под госохрану в свое время было взято не здание для арестантов, а "Жилой дом".
Его надо обследовать, как человеческий организм. При постановке памятника на учет была допущена неточность. Инспекторы изучили историю здания, описали предмет охраны, но отметили, что он нуждается в уточнении: условия не позволяли провести полноценный осмотр. В отдельные помещения нельзя было проникнуть без риска для жизни, и я строго запретила лезть туда - зима, ступени обледенели… От уточненного предмета охраны и будет зависеть конкретное архитектурно-строительное решение при реконструкции.
Да, не исключено, что фирма не уложится в поставленные сроки подготовки документации. Но иногда лучше подождать, чем сделать проект в спешке и потом исправлять ошибки. Теоретически отреставрировать можно все, современные технологии позволяют даже восстановить утраченный объект. Другое дело - затраты и смысл.
Справка "РГ"
Комплекс зданий в переулке Фабричном сформировался в первой половине XVIII века, когда купец Потап Гарденин построил на окраине Воронежа усадьбу, суконную мануфактуру и Тихвино-Онуфриевский храм. Дом № 10 успел побывать жильем, мастерской, больницей, исправительным учреждением, богадельней и домом инвалидов, а затем до середины "нулевых" был заселен квартирантами.
Проверив выводы местных и столичных специалистов, профессор Воронежского архитектурно-строительного университета Виктор Митин и краевед Павел Попов доказали, что двухэтажный дом № 10 можно считать самым старым в городе. В части, выходящей на переулок Фабричный, сохранилась кладка 1720-1740-х годов. Архитектурно-планировочную структуру постройки ученые считают уникальной для Воронежа. Из-за многочисленных реконструкций в здании "причудливо сочетаются элементы барокко и доминирующие черты классицизма", полагают авторы. И призывают власти остановить гибель уникума.