Бурятия и Приангарье разработают единый турбренд Байкала

Как стало известно "РГ", на ближайшем Байкальском экономическом форуме предполагается озвучить план продвижения единого туристического бренда Байкала для Иркутской области и Бурятии.

Идея запрячь в одну "туристическую повозку" два конкурирующих региона пришла в голову генеральному директору ОАО "Особые экономические зоны" Олегу Костину. По его словам, Байкал обладает положительным имиджем и хорошо известен в мире и в России, однако пока не выдерживает конкуренции на внутреннем туристическом рынке. Поэтому необходимо объединить усилия и предложить, возможно, некий продукт, который позволит представить Байкал в целом, обоими берегами.

По словам Костина, вопросы единого туристического бренда, разработки единой маркетинговой стратегии и реализации федеральных целевых программ впервые обсуждаются на таком уровне - с участием министров экономики обоих регионов, представителей Ростуризма, Торгово-промышленной палаты и туристических компаний. Все заинтересованные стороны образовали рабочую группу, которая разработает дорожную карту совместных действий и представит ее в рамках Байкальского экономического форума.

Подобные идеи, впрочем, не новы. С самого начала предполагалось, что зоны будут друг друга дополнять, предлагая разные турпродукты. В частности, Иркутская область намеревалась развивать деловой туризм, а также активный и экстремальный, а Бурятия - более "расслабленный" курортный. Заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) министерства экономического развития и торговли Андрей Алапов неоднократно заявлял о необходимости создания единого зонтичного бренда Байкала и турпродуктов, позволяющих туристам познакомиться с Байкалом, начав на одном берегу и плавно переместившись на другой. В частности, он говорил о намерении агентства разработать зонтичную концепцию, так как в основе проектов создания ОЭЗ один туристический объект- озеро Байкал.

- О существовании Байкала знает пятнадцать процентов иностранцев, тогда как об Иркутске и Бурятии осведомлено всего около двух-трех процентов жителей зарубежных стран, - подчеркивал Андрей Алпатов. - Этим надо воспользоваться и продвигать не особые экономические зоны, а Байкал и его туристические возможности.
При этом ОЭЗ предполагалось соединить между собой не только маркетинговой концепцией, но и транспортными маршрутами, в частности - водным сообщением из порта в Турке к Большому Голоустному, где также собирались построить порт.

Однако зонтичный бренд, как и единая водная инфраструктура, так и не родился. Прошло несколько лет, и концепция иркутской ОЭЗ и место дислокации ее "ядра" несколько раз поменялись. Идея делового туризма незаметно растворилась, уступив место более практичному предложению развивать уже существующий горнолыжный курорт в Байкальске.

Между тем создать такой курорт планируют и власти Бурятии, присмотрев для этих целей гору Бычью. При этом, по признанию многих представителей туристической отрасли Иркутской области, республика преуспела как в развитии ОЭЗ, так и в продвижении своего туристического потенциала. И под слоган "Бурятия. Солнечная сторона Байкала" откровенно перетянула одеяло на себя.

В Бурятии же пеняют на маркетинговую агрессивность иркутян, приводя в пример тот факт, что на запрос "отдых на Байкале" поисковики в Интернете услужливо предоставляют ссылки на сайты иркутских фирм и гостиниц, а республиканские туристические объекты в сети представлены мало. Словом, дополнения без конкуренции пока не получается.

При этом крупные местные туроператоры заявляют о взаимной заинтересованности в совместном продвижении и единой концепции развития всего Байкала, а не отдельных зон. Их интерес к данной теме базируется все на той же низкой осведомленности потенциального клиента о возможностях отдыха на Байкале и на представлении потенциальных туристов о Байкале как о едином целом, а не о раздробленном на зоны. Гостям все равно куда ехать - в Байкальск или Северобайкальск. Выбор зависит не от места на Байкале, а от конкурентоспособности турпродукта, разнообразия впечатлений, убеждены представители отрасли.

- Согласно статистике, в 2010 году Байкал посетило около миллиона человек. Но высокоплатежеспособных туристов, на которых ориентированы две ОЭЗ, всего было 90-110 тысяч человек. Для получения плановых доходов и загрузки мощностей требуется в десять-пятнадцать раз больше, - заявил генеральный директор иркутской операторской компании Анатолий Казакевич на прошлогодней межрегиональной туристической конференции под модерацией известного специалиста по маркетингу территорий Андрея Пуртова. На ней же был организован мозговой штурм по разработке пилотного консолидированного проекта продвижения бренда Байкала.

Кстати

Уже есть попытки запустить единые турпродукты - это трансграничные "Великий чайный путь" и "Байкал - Хубсугул", а также межрегиональные "Восточное кольцо" и "Большая Байкальская тропа".