Еще десять лет назад в Свердловской области никто даже представить не мог, что туризм на "изумрудной жиле" возможен. Сегодня тенденции рынка изменились. По данным областного министерства культуры, 12 муниципалитетов разрабатывают программы развития геологического туризма. Самыми перспективными пока считаются Березовское золоторудное месторождение, Мурзинское месторождение топазов, бериллов и турмалинов, а также изумрудная полоса недалеко от поселка Малышева.
Как рассказал кандидат геолого-минералогических наук Михаил Попов, в мировой практике экскурсии проводятся в основном на уже выработанные месторождения. Мариинское же отработано лишь на 50-60 процентов. Туристам предлагают посетить место, где нашли первый уральский изумруд - Сретенское месторождение возле речки Токовой, побывать на смотровой площадке карьера, пройти мастер-класс по обработке самоцветов в гранильной мастерской. А главное - самим, вооружившись кирками, поискать драгоценные минералы на отвалах легендарного Мариинского месторождения.
По словам директора Агентства содействия региональному развитию Владимира Дягилева, одна из главных целей развития геологического туризма - позиционирование Урала как за границей, так и в России. Даже не все уральцы знают, что хранится у них в буквальном смысле под ногами.
Но эксперт предупреждает: поставить этот вид туризма на поток будет непросто. Главные препятствия - недостаточно развитая инфраструктура и несовершенство законодательства. Далеко не всегда турист, особенно иностранный, найдя на отвалах какой-либо ценный минерал, сможет увезти его домой. К примеру, изумруды являются драгоценными камнями первой категории и собственностью РФ. Их необходимо сдавать в местную администрацию. Тем, кто этого не сделает, грозят серьезные проблемы с законом: согласно статье 191 УК РФ, незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных камней чревата принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 500 тысяч рублей. На отвалах Мариинского месторождения туристы могут самостоятельно искать лишь разрешенные к вывозу самоцветы: берилл, флюорит, кварц, актинолит, турмалин, полевой шпат, биотит и мусковит. И то забрать их сразу домой смогут лишь граждане с российским паспортом. Старателям-иностранцам необходимо будет получить разрешение Росохранкультуры, а на это может уйти от трех дней до двух недель.
Чтобы привлечь гостей на Урал, считает заместитель министра культуры Свердловской области Олег Губкин, нужно мотивировать их не на одиночные поездки, а коллективные - вместе с друзьями, семьей. На вопросы "РГ", на какой турпоток рассчитывают муниципалитеты и сколько денег придется вложить в инфраструктуру, чиновник лишь пожимает плечами:
- Пока подсчитать число туристов нереально: этот вид предпринимательства в зачаточном состоянии. Муниципалитеты еще не представили свои бизнес-планы. Один из мэров заявил, что в месяц рассчитывает на две группы туристов по 30 человек. Но это просто смешно! Вложения окупятся, только если в неделю будет приезжать хотя бы по 6-7 автобусов, человек по 50 в каждом.
В туристической отрасли страны, сопоставимые с Россией по территории, получают до 90 процентов дохода от внутреннего туризма. Но кто должен вложиться в инфраструктуру? Вряд ли стоит рассчитывать, что небольшие муниципальные образования смогут профинансировать строительство дорожной сети в том же поселке Малышева, считают игроки туристического рынка. Без поддержки областных властей им будет сложно подготовить маршрут к массовому потоку гостей. Частные инвесторы, скорее всего, вложатся в такие элементы инфраструктуры, как отели, рестораны, развлекательные центры.
- Прежде всего в местных администрациях нужно создать координационные советы по развитию туризма, которые будут привлекать партнеров. Туризм - это, по сути, деньги из воздуха. Вокруг него начинает расцветать малый бизнес, нужно только мотивировать предпринимателей на первичные вложения, не ставить искусственные административные препоны. Геологический туризм можно сделать более популярным, если вывести на международный уровень крупное событийное мероприятие типа уральского "Минерал-шоу", - рассуждает Олег Губкин.
На вопрос "РГ", финансирует ли областной бюджет развитие туризма на местах, представитель министерства пояснил, что средства выделяются в рамках целевой программы на 2011-2016 годы, зачастую - на принципах софинансирования с муниципалитетом.
Что касается геологического туризма, пока наиболее солидные вливания из региональной казны достанутся городу Березовскому, где проект развивается уже четыре года. В частности, на ремонт здания музея золота предполагается потратить 23,8 миллиона рублей, еще 5,5 миллиона - на создание экспозиции.
Елена Кислова, директор Ассоциации переводчиков Свердловской области:
- Большой ошибкой было бы делать ставку на иностранцев. Они очень мало знают о регионах. В Екатеринбург в основном приезжают с деловыми целями, на изумрудные копи специально захотят попасть лишь единицы. Поэтому геологический маршрут лучше объединить с другими достопримечательностями, например с более раскрученным Транссибом. Рассчитывать нужно прежде всего на внутренних туристов и именно для них создавать хорошие условия, построить более безопасные дороги для начала. С развитием дорожной сети появится и инфраструктура: кафе с чистыми туалетами, гостиницы. Пока средняя скорость движения по среднеуральским дорогам - всего 54 километра в час, нужно повысить этот показатель хотя бы до 70.
Маркус Фостер, представитель генконсульства Германии в Екатеринбурге:
- Иностранный геологический туризм на Среднем Урале никогда не будет массовым. Обычно в регионе гости посещают центр Екатеринбурга, границу Европы и Азии и Ганину яму. Чтобы привлечь их внимание к другим достопримечательностям, нужна хорошая рекламная кампания.
Дмитрий Бугров, президент Уральской ассоциации туризма:
- Опыт туриндустрии показывает, что любой территории никогда не поздно включиться в гонку за привлекательностью. Современные туристы очень активны, особенно немцы и американцы, "туристический стаж" некоторых исчисляется 70-80 годами. Отдыхающие уже пресыщены туризмом "sun, sea, sand" (солнце, море, пляж), устают и от европейских культурных столиц. И все чаще обращают внимание не неистоптанные маршруты - Латинскую Америку, Африку. И у Среднего Урала, если приложить усилия, есть шансы популяризировать геологический туризм.