Эксперт: Институт региональных бизнес-омбудсменов может стать лишним

Нормальное экономическое развитие России возможно лишь при условии сокращения барьеров для развития малого и среднего бизнеса, снижения административного давления на него. Чиновничьи поборы, вовлечение контролирующих органов в конкурентную борьбу - все это подрубает на корню многие полезные инициативы.

К счастью, государство осознало, что необходимо устранять эти явления. На деле это выразилось в назначении федерального уполномоченного по делам предпринимателей и констатации необходимости появления аналогичного института на региональном уровне.

С федеральным бизнес-омбудсменом все более или менее понятно. Вероятно, ему будет предоставлено право обращения в суд от имени неопределенного круга лиц. Также, я думаю, он сможет ходатайствовать о пересмотре судебных актов, обжаловать правовые документы в интересах бизнес-сообщества, давать заключения на проекты правовых актов, затрагивающие права предпринимателей.

Но я не вижу необходимости в появлении его коллег в каждом субъекте РФ. Сейчас регионы будто соревнуются: кто раньше сможет отчитаться перед Москвой о назначении бизнес-омбудсмена. Главный вопрос, которым задаешься, наблюдая это рвение, - будет ли такой региональный институт эффективным? Есть опасение, что нет. Вполне может получиться, что уполномоченных на местах не наделят никакими властными полномочиями. В таком случае все будет зависеть от личных качеств бизнес-омбудсмена, его авторитета в глазах региональной элиты и желания работать.

Если наладить взаимодействие между федеральным бизнес-омбудсменом и региональными объединениями предпринимателей, то защита прав бизнеса станет системной и эффективной

У нас уже довольно организаций, которые в силу обязанностей, призваны защищать бизнес. Созданы многочисленные общественные советы при органах госвласти, общественные палаты и другие объединения. Появление еще одной структуры, не обеспеченной реальными властными полномочиями, вряд ли что-то кардинально изменит. Сомнительно, что бизнес-омбудсмены на местах смогут заставить государство работать лучше лишь за счет харизмы. Значит, дополнительные бюджетные расходы вряд ли оправдаются.

Целесообразнее, на мой взгляд, развивать на региональном уровне уже существующие институты гражданского общества. Надо предусмотреть механизмы, обязывающие власть прислушиваться к объединениям предпринимателей и принимать по их обращениям решения по существу, детально разбираясь в каждой ситуации. Я считаю, что возможности механизма общественного контроля деятельности органов власти пока не используются в полную силу.

Федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей не зависим от региональных и местных властей, поэтому у него будет достаточно рычагов воздействия на них. Если наладить в регионах аналитическую работу в рамках взаимодействия федерального бизнес-омбудсмена и объединений предпринимателей, то защита прав бизнеса выйдет на более системный и эффективный уровень, чем сейчас. И создание института региональных бизнес-омбудсменов не понадобится.