Новый объект под названием "Вселенский разум", в окружении колонн-ракет и огромных "телескопов", - место встречи архаики и футурологии, рукотворного мифа и самоиронии, обыденного представления о науке и точного знания... Огромная инсталляция оказывается проницаемой: во "Вселенский разум" можно войти, здесь можно устраивать концерты и исполнять оперы. О новом проекте рассказывает Николай Полисский.
- Как возникла идея "Вселенского разума"?
Николай Полисский: Идея возникла как продолжение научной темы. Той, что с "Байконура" и "Адронного коллайдера" началась. С этим коллайдером все время что-то происходит. Говорят, они бозон Хиггса там поймали... Я все время слежу за новостями. Вот и мы построили большой Мозг, чтобы ловить нечто. Бозоны и Бог знает, что еще...
- А что именно?
Полисский: Ну, зайчиков солнечных. Идешь по полю, смотришь: возникла сложная круглая скульптура, где ее отродясь не было. Тут не то что бозон Хиггса может привидеться, а все, что угодно.
- Модель делали вначале?
Полисский: А как же? Когда концепция придумалась, тогда мы из глины, как настоящие скульпторы, модель лепим.
- А конструкция как создавалась?
Полисский: Структура внешне напоминает две половинки мозга, в котором много-много извилин. Получилась огромная деревянная штука, в которой все так сложно переплетено, соединено. Мы ее делали два с половиной года.
- А ракеты зачем?
Полисский: Можно сказать - ракеты, а можно - колонны. Мы делали вещь, которая должна приводить человека в строгое состояние. Поэтому два ряда колонн. Человек проходит между колоннами и попадает как бы во внутреннее пространство храма. Наверху - капители, похожие на антенны или батареи солнечные. Опять же, когда возникнет какая-то серьезная глобальная мысль у этого мозга, он может ее распространить с помощью ракет.
- Если говорить об источниках вдохновения, то это, с одной стороны, ракеты, с другой - анатомический атлас?
Полисский: Нет. Скорее это такой деревянный компьютер. Просто сделан из того материала, который мы здесь можем добыть. Он получился внушительный и внушающий уважение. Можно сказать, что его рождению много способствовал шестой канал ТВ. Там долго нам объясняли, что в Цорне в какой-то лаборатории создают некий суперкомпьютер, который того гляди выйдет из-под контроля. Типа, хотели ангела сделать, а получили дьявола.
- ТВ в роли незабвенной Феклуши, пересказывающей роман о Франкенштейне?
Полисский: Абсолютно. Ну, это наш ответ. Мы сделали мозг, который уж никак не может быть плохим. Потому что он родной, березовый, сделанный нашими ребятами.
- Похоже на иронический комментарий не только к паранаучным новостям, но и к надеждам, возлагаемым на новые технологии?
Полисский: Нет. Я уважаю настоящих ученых. Уважаю их подвиг. Представьте себе, что люди хотят понять! Что такое Вселенная, откуда есть и пошла эта материя... Им наплевать на обывателей и царей Иродов, они делают свое дело... Очень их уважаю. Насмешки, конечно, нет.
- Еще один сюжет - про Левшу. С одной стороны, он - синоним национальной гордости, а с другой - поражения. Блоха не смогла прыгать. Это ваша тема?
Полисский: Там же смысл не в подражании. Мне кажется, о своих проблемах прежде всего надо думать, а не кивать на соседа, у которого все вроде лучше получается. Можно ныть, плакать, что у тебя нет того, сего, этого... А мы просто берем тот материал, который есть, и делаем то, что можем. И вдруг оказывается, что то, что мы делаем, вполне конвертируемое искусство. В Люксембурге "Адронный коллайдер" показывали, во Францию мы ездили, на биеннале в Венецию. Мы никого не хотим победить, просто думаем свою думу и делаем свое дело, как можем.
- Соединяете природу, культуру и цивилизацию?
Полисский: Да. Делаем, чтоб нам интересно было и людям.
- Как использовать "Вселенский разум" собираетесь?
Полисский: Для храмового пространства подходят мистерии. Тут вам и живопись, и музыка, и речитатив. Я решил попробовать запустить туда музыкантов. В ночь на Ивана Купалу здесь играла английская группа The Оrb - очень уважаемые люди, мэтры электронной музыки.
- Как вы выбираете театр?
Полисский: Театры, как и помощников, я не выбираю. Они сами приходят. Если им нравится наше пространство и "Вселенский разум", то и работаем вместе...