"Марсоход "Кьюриосити" не предназначен для непосредственного поиска жизни, - рассказал газете USA Today заместитель менеджера Марсианской научной лаборатории (таково полное название автоматического аппарата) - Если, конечно, обнаружится кость динозавра, то да, это будет однозначным ответом. Однако мы считаем, что если жизнь когда-либо и возникла на Марсе, то она имела форму микроорганизмов”. Впрочем, их "Кьюриосити" тоже не будет искать.
А зачем же тогда нужен 900-килограмовый ровер стоимостью 2,5 миллиарда долларов? - Отвечает изданию Space.Com Александр Павлов, планетолог из Центр космических полётов имени Годдарда в штате Мэриленд: "Несколько миллиардов лет назад на поверхности Марса могли бушевать огромные океаны, над которыми имелась мощная атмосфера. Жидкость и газ давным-давно выгорели, зато живые организмы, если они, конечно, существовали на Красной планеты, могли остаться в форме углеродосодержащих молекул".
Сет Шостак, коллега Волкова из международного института института СЕТИ, сравнивает такую гипотетическую находку с тем, как если бы в пустыне Сахара нашли одну-единственную известняковую сваю, а затем сказал: "Тут, наверное, когда-то была пирамида". Впрочем, за последние 15 лет - с тех пор, как на Красной планете впервые десантировались марсоходы - и таких следов жизни не обнаружили. Зато удалось собрать аргументы в пользу того, что когда-то на Марсе был влажный климат. Но даже эти результаты нужно как следует проверять.
На этот раз воду на Марсе будут искать с помощью детектора альбедо нейтронов. Это российский прибор, который был разработан в Институте космических исследований РАН (ИКИ) на основе соглашения между НАСА и Роскосмосом. Он предназначен для облучения поверхности планеты нейтронами высоких энергий, что позволит определить, если ли там водород.
Поиски начнутся в кратере, который носит имя австралийского астронома Уолтера Гейла. В этой связи в НАСА отмечают, что точность посадки будет беспрецедентной - район "примарсения" представляет собой участок 20 на 20 километров. Если сложнейшая операция по спуску аппарата с "летающего крана" пройдет успешно, то марсоход проработает в кратере не менее одного марсианского года, что составляет 687 земных суток.
На опасную посадку напичканного научным оборудованием шестиколесного ровера на атомной тяге потребуется всего семь минут, которые в НАСА уже назвали "минутами ужаса". Еще 14 минут сигнал с Марса будет идти до Земли - только после этого станет известно о состоянии лаборатории на колесах.
Во время длящегося с ноября 2011 года полета "Кьюриосити" предоставил ученым ценные сведения о космической радиации. Они помогут в подготовке будущих пилотируемых полетов к Марсу. Выступая перед журналистами, Дон Хасслер, специалист Юго-западного исследовательского института рассказал о результатах работы прибора для измерения радиации RAD (Radiation Assessment Detector) на борту марсохода.
"Ровер путешествует на Марс внутри оболочки перелетного аппарата, он и вместе с ним прибор RAD находятся примерно там же, где могут находиться астронавты. Этот означает, что всплески солнечной радиации воздействуют на него так же, как будут воздействовать на реальных астронавтов", - объяснил Хасслер, цитирует РИА Новости.
За время полета прибор зафиксировал несколько солнечных вспышек. Предварительные итоги наблюдений таковы, что вспышки эти "не смертельны" для человека, отметил Хасслер, хотя и могут составить "значительную долю от дозы, которую нормы НАСА считают допустимой". Защитная оболочка аппарата сократила мощность этих доз в несколько раз.