Продается "Метрополь"
Андрей Владимирович! Говоря о расходах, которые ожидают город при освоении новых территорий - без дорог, надежного электро и теплоснабжения, международные эксперты словно соревнуются друг с другом, называя сумасшедшие цифры.Что же намерены делать столичные власти? Прибегать к заимствованиям? Но недавно президент страны поручил минфину проанализировать ситуацию с ростом долгов в стране: у 32 регионов они уже достигли трети доходной базы, а в 12- превышают половину.
Андрей Шаронов: У Москвы размер долга в 12 раз меньше доходной части бюджета. Да, мы будем заимствовать, но постараемся остаться в этих пределах.
Москвичи опасаются, что у города может оказаться недостаточно средств для уже начатых программ, скажем, развития тех же дорог, многие из которых уже перекопаны...
Андрей Шаронов: У нас не та ситуация, при которой денег не хватает и надо бежать занимать. Долг города - неотъемлемая часть утвержденного трехлетнего бюджета на 2011-2014 годы, в рамках которого и живет Москва. Эту долговую нагрузку мы предвидели и предусмотрели ее лимиты. Но даже их не выбрали ни в прошлом, ни в текущем году. Займы пускаем как раз на новые проекты.
|
Видео: Александр Шансков |
А за счет чего столица восполнит 100 млрд, которые она потеряла в этом году из-за изменения законодательства о налогообложении консолидированных групп налогоплательщиков? Эксперты утверждают, что доходы города будут падать и дальше.
Андрей Шаронов: Да, теперь налоги этих групп распределяются пропорционально размеру трудовых ресурсов и стоимости основных фондов, находящихся в регионе.
От приватизации в 2011-м Москва выручила около 280 млрд рублей. А сколько в 2012-м ожидается?
Андрей Шаронов: В этом меньше. Но у нас есть еще доля в "Объединенных кондитерах" - крупнейшем производителе в Восточной Европе, гостиница "Метрополь", которая идет на торги в ближайшее время, масса активов за пределами столицы. Приватизация активов - не только фискальный, но и инструмент снижения коррупции. Дело в том, что наличие плохо контролируемой городом собственности- всегда поле для злоупотреблений. Взять хотя бы литейно-прокатный завод, расположенный в Смоленской области. Год потребовался, чтобы разобраться , куда ушли 5 из 8 млрд руб., вложенных городом в его развитие.
Будете продавать?
Андрей Шаронов: Будем, конечно. В правительстве Москвы так мало металлургов! Да и животноводов не хватает. Значит, выставим на торги и "Мосмедыньагропром".
Голливуд по-московски
Полтора года назад вы говорили, что властям города нужно время, чтобы решить, какие предприятия должны остаться в их управлении, а какие нет. Прояснилось?
Андрей Шаронов: Более-менее ясно с реструктуризацией промзон. Оказалось, что многие из них ими уже не являются. За заводами числятся огромные территории, а производства нет - здания сдаются в аренду, под оптовые склады, а где-то просто появились несанкционированные свалки. Мы пришли с их владельцами к консенсусу, что заново застраивать эти земли одной промышленностью не обязательно. Там должны сохраниться рабочие места - рядом с заводом могут быть офисы, торговля, служба быта - так называемая смешанная застройка. Хорошо бы рядом построить и жилье, чтобы сократить потребности в общественном транспорте. Москвичи так много ездят не потому, что любят кататься на метро и автобусах, просто так выстроен рынок труда. Американцы подгоняют жилье под работу, у нас пока не получается. Смешанное использование бывших промзон поможет появиться более привлекательной модели развития города. Для новых инвесторов это стимул, которого им не хватает. а Москве шанс сохраниться как город не только белых, но и синих воротничков. У нас есть люди рабочих профессий, которым нужны места приложения труда. Значит, они должны сохраниться, но в измененном виде - стать дороже с точки зрения выработки на рубль площади и объемов.
Проекты планировки первых 13 промзон появятся в текущем году?
Андрей Шаронов: Да.
Пока вы их разрабатываете, губернатор Сергей Шойгу переманивает московские предприятия переехать в Подмосковье…
Андрей Шаронов: Представлять, что заводы пойдут и вдруг осядут за МКАД, слишком большое упрощение. И потому, что у их собственников могут быть совсем другие планы, и потому, что если они даже сдвинутся с места, то могут пойти не в Московскую, а скажем, в Ярославскую область, или видоизмениться до неузнаваемости или даже исчезнуть…
Скажу и другое: я, как человек, отвечающий в Москве за доходную часть бюджета, заинтересован не выгнать предприятия из Москвы, а разместить их на новых территориях города. И, таким образом, убить сразу двух зайцев. Во-первых, освободить дорогую землю в центре города и не потерять налогоплательщика. Во-вторых, получить обновленное производство - тот, кто будет переезжать, в любом случае обновится. Так что в этом процессе я заинтересован и, конкурируя с Подмосковьем, буду предлагать для переезда московским заводам новые территории.
Уже и площадки для них подбираете?
Андрей Шаронов: И площадки подбираем, и переговоры о реструктуризации ведем. С "Ростехнологиями", "Росатомом", минпромторгом…
А что ожидает, к примеру, завод "Серп и молот" - разговоры о его выводе давно уже идут.
Андрей Шаронов: У него уже есть и концепция развития, и архитектурный проект. Там предусматриваются три зоны: производственная, жилая и киношная, наш вариант Голливуда.
Поучимся у Техаса
Недавно городские власти заявили о намерении заставить москвичей сдавать квартиры в аренду легально. То есть - платить налоги с доходов на имущество…
Андрей Шаронов: Это очень важно. И для самих москвичей, так как невозможно дальше жить в неправовой ситуации, когда, по сути, предпринимательская деятельность никак не облагается налогами! Да и город не может с этим мириться. Современные экономические концепции говорят о том, что нужно меньше облагать налогами саму деятельность, то есть прибыль, а больше созданные в результате этой деятельности активы, то есть имущество. Сравним: в штате Техас Нью-Йорка налоги на имущество составляют 70% доходной части бюджета, а в Москве - только 7%.
Именно поэтому бюджет Москвы так упал по итогам кризиса 2008 года. Структура бюджета города процикличная, очень рискованная. Налоги на прибыль и на доходы физических лиц вместе составляют около 90% в налоговых доходах, которые в свою очередь формируют 90% бюджета. Это значит, что если все хорошо в экономике, то и бюджет большой, плоха экономическая ситуация - бюджет сразу становится маленьким. Активы, имущество при любой ситуации никуда не денутся, и бюджет может стать более стабильным. Изменение пропорций в сторону более консервативных ацикличных налогов - важная задача и для Москвы, и для России.
Шойгу ставит вопрос о необходимости еще одного изменения в налоговом законодательстве страны - введении уплаты налога на физических лиц по месту их жительства, а не по месту работы. Как вы на это смотрите?
Андрей Шаронов: На его месте, так, наверное, делал бы каждый - искал способы, как увеличить доходы своего региона. Но предлагаемая схема очень сложна технологически. По этой причине фискальные власти практически всех стран не берут ее на вооружение. И наши не знают, как можно ей воспользоваться. А вот налог на недвижимость - совершенно понятный инструмент, который у нас уже в руках. Ведь и жители Москвы, и Подмосковья строят дорогие дома на территории Подмосковья. Их не спрячешь. Обложив их налогом, можно компенсировать налоги, недополученные областью.
И насколько же у москвичей, по вашей оценке, в ближайшие три-пять лет могут вырасти налоги на дачи, на приусадебные участки?
Андрей Шаронов: Пока, думаю, не больше, чем раза в полтора.
Ну, а тарифы на коммуналку, которые поднимались лишь раз в год, в этом году вырастут дважды?
Андрей Шаронов: Важнее не сколько раз идет пересмотр, а сколько вы денег выложите из кармана. В Москве цены на услуги ЖКХ в среднем за год, как и планировалось, поднимутся на 4,9%. На мой взгляд, цифра щадящая, если учесть инфляцию. К тому же надо иметь в виду, что Москва - единственный город в России, который продолжает из своего бюджета субсидировать для населения около 20% стоимости услуг ЖКХ.
И когда же москвичам грозит переход на 100%-ную оплату коммуналки, которой их пугают не по разу в год?
Андрей Шаронов: Это вопрос нескольких лет. Дело в том, что, к сожалению или к счастью, мы ограничены федеральными нормативами в темпах роста цен на эти услуги. Но идею сделать поддержку города более адресной, надеюсь, мы реализуем раньше. Тех, кто нуждается, город будет поддерживать и дальше, а не размазывать свои субсидии ровным слоем на всех, в результате чего больше получают богатые, так как у них жилья больше.
Надежда на киоски
Еще один способ увеличить доход бюджета города - создать условия для развития бизнеса. А Москва, судя по последнему рейтингу, оказалась среди российских городов на 30-м месте…
Андрей Шаронов: То, что здесь как и в любой из столиц мира, бизнес вести сложнее и дороже, это медицинский факт. Например, параллельно с Россией такой же внутристрановой рейтинг Всемирный банк сделал еще в двух странах. И что же?! В Мексике предпоследнее место заняло Мехико, а в Филиппинах - Манила.
Напомню: анализировались четыре показателя. Первый - регистрация имущества - скорость и издержки, второй - регистрация бизнеса, скорость и издержки, третий - получение разрешения на строительство и четвертый - подключение к электросетям. Два последних смотрятся у Москвы наиболее плохо. Это понятно, так как сложность исследования геоподосновы здесь на порядок выше¸ чем в том же Ульяновске, занявшем в рейтинге первое место. Москва - город с 860-летней историей, у нее есть метро и много чего другого закопано в земле. Поэтому нам трудно достичь 218 дней, за которые выдается разрешение на строительство в Ульяновске. Но сократить срок выдачи разрешений с 712 до 395 дней мы уже смогли по оценке Всемирного банка. Улучшение есть и в сроках подключения к электросетям. Если прежде те же киоски подключались за 3,5 - 6 месяцев, то теперь, как правило, 15 дней. В результате если в январе-феврале этого года, когда прошли аукционы на право размещения мелкой розничной сети по новой схеме, было подключено всего 6% киосков, то сейчас 95%. По поручению мэра Москвы создан штаб по защите интересов и прав предпринимателей, он занимается упрощением процедур, в оперативном порядке решает проблемы, которые возникают у предпринимателей в городе.
Вы хотите сказать, что если бы тот российский рейтинг создавался сейчас, Москва попала бы не на последнее место, а как минимум в первую десятку?
Андрей Шаронов: Не исключаю. Но проверить внутри страны мы сможем лишь через три года, а страновой рейтинг Всемирного банка по этому году появится уже в сентябре. Стучу по столу, но у нас есть основания надеяться на серьезный сдвиг к лидерам.
В общем, вся надежда на то, что киоски выведут Москву на более достойное место?
Андрей Шаронов: Это наименее защищенная часть бизнеса. По тому, как киоски себя чувствуют, можно судить о самочувствии всего бизнеса. Но главное другое. Как бы ни смотрелась Москва на фоне других российских городов, она была и остается одной из самых инвестиционно привлекательных во всем мире: по этому показателю в международном рейтинге она заняла 18-е место из 178 городов (рейтинг Globalization and World Cities, 2010).
Инвесторов не отпугнуло то, что многие проекты по инициативе правительства Сергея Собянина были заморожены в течение полутора лет? Москва ведь на этом потеряла немало?
Андрей Шаронов: Да, но это плата за остановку того раскрученного маховика строительства в историческом центре, из-за которого Москва оказалась на одном из первых мест в мире по плотности застройки, транспортным проблемам и многим другим. Я с удивлением узнал, например, что за последние 20 лет в центре города было построено больше, чем за всю советскую историю.
На автомобилях ездить немодно?
С 1 июля в Москве в 10 раз повышен штраф за парковку в неположенном месте. Для города это еще одна доходная статья?
Андрей Шаронов: Конечно, мы преследуем и фискальный интерес. Но основная причина другая. К сожалению, нужно признать простую истину. Транспортная ситуация в столице сейчас такова, что удвой мы в одночасье протяженность дорог (что нереально даже в длительной перспективе - центр не расширить, а уход под землю стоит астрономически дорого), движение свободным не станет. По генплану 1971 года, в соответствии с которым развивалась Москва, были предусмотрены 3 автомобиля на 100 человек, а сейчас их 32 на 100 горожан. То есть требуется дорожная сеть в 10 раз большая! Весь мировой опыт говорит о том, что выход в развитии общественного транспорта. Следовательно, нравится нам или нет, положительно или отрицательно это влияет на настроение жителей, придется увеличивать стоимость владения и пользования личным автомобилем. Естественно, параллельно повышая комфортность и престижность общественного транспорта. Сейчас люди часто не пользуются общественным транспортом, не только из-за неудобства, но и потому что это не круто.
Но я знаю как минимум два города, где не считают модным и прогрессивным того, кто пользуется автомобилем. Это Париж и Нью-Йорк. Оказывается, 70% населения Манхэттена не имеет личных автомобилей. И не потому, что не может себе этого позволить - если ты купил квартиру в этом районе, то уж на машину-то деньги есть. Тем не менее жители этих городов не покупают, потому что это неудобно, дорого и к тому же непрогресивно.
Нам, конечно, до этого еще далеко. Но та же идея с выделенными полосами перестанет восприниматься как неприятная, когда москвичи почувствуют от нее эффект. То есть, когда автобус будет ходить по этим полосам каждые две минуты. А это будет, и причем скоро. У нас стремительно обновляется парк автобусов - уже в этом году их будет несколько тысяч - современных, комфортабельных, с двигателями евро-4 и евро-5.
Штрафы за парковку в неположенном месте выросли. Поэтому машину где попало не бросишь - три тысячи в день платить могут позволить себе не все. А узаконенные парковки будут стоить дорого. Я у главы транспортного ведомства в Нью-Йорке поинтересовался, как они выстраивают ценовую политику на автостоянки. "Никак", - был ответ. Он даже не знал, на какое количество машино-мест у них в городе парковок. Объяснил: "Это не наше дело - мы разрешаем парковки строить коммерсантам, а сколько они берут с автовладельцев, нас не касается. Мы отвечаем за общественный транспорт". Я все-таки поинтересовался, сколько стоит парковка в Нью-Йорке. Оказывается, за первый час - 29 долларов, за второй - 2 доллара. Горожане машины для ежедневных поездок на работу не используют, они ездят на них за большими закупками и за город. А в офис добираются на общественном транспорте.
Это опыт Нью-Йорка подвиг московские власти урезать ранее утвержденную программу развития паркингов в центре города?
Андрей Шаронов: Да. Мы поняли, что строить их в центре очень дорого. На земле свободных площадок нет, дворы жители не хотят превращать в паркинги, лезть под землю за счет бюджета города - дорого. Зато на периферии парковок появится много, чем дальше от центра, чем ближе к транспортным пересадочным узлам, тем больше дешевых автостоянок. Подъехали к такому ТПУ, поставили машину, перешли по удобному переходу к автобусу или на электричку.
А с метро что? Вы недавно сказали, что строить его бесконечно невозможно. Звучит обескураживающе: до сих пор власти говорили о масштабных планах развития подземки!
Андрей Шаронов: Планы мы будем выполнять: около 88 км построим до 2016 года, или четверть того, что было построено за предыдущие 80 лет. Напомню, сейчас протяженность линий метро в Москве 305 км, а будет около 400. Но действительно, планы развития метрополитена конечны. Главная наша задача - увязать подземный транспорт с наземным - автобусами, трамваями и электричками.
Мало просто зарабатывать
Андрей Владимирович! А вас не беспокоит, что у Москвы имидж города для зарабатывания денег? Уже и формула появилась: Москва - город не для жизни. Если и тут обратиться к рейтингу, то он отводит ей 70-е место по этому показателю…
Андрей Шаронов: Работая сейчас над проектом стратегии развития Москвы до 2025 года, именно это противоречие мы ставим во главу угла: с одной стороны - Москва привлекательный город для карьеры, для зарабатывания денег, а с другой - очень средний по качеству жизни. Но если посмотреть все 17 наших городских программ, принятых на 2012-2016 годы и по которым мы уже живем, то все они нацелены именно на то, чтобы сделать Москву городом, удобным для жизни.
Под таким слоганом недавно проходил и Всемирный форум городов в Сингапуре. Я был на нем, и могу сказать, что мы пытаемся решить все те же вопросы, которые решаются во всем мире - в одних городах более успешно, в других - менее. Там же, в Сингапуре, были подведены итоги конкурса по достижениям городов. Например, Копенгаген и Мальме отметили за то, что скоро они будут первыми городами в мире - СО2 нейтральными. Кейптаун получил премию за работу в "черных кварталах" по снижению преступности, развитию местного самоуправления. А первое место занял Нью-Йорк за программу парков: Майкл Блумберг поставил в 2005 году задачу и выполнил ее и теперь более 90% населения города имеют зеленый оазис в 10-минутной пешеходной доступности от дома. При этом Москва занимает второе место в мире после Стокгольма по количеству зеленых насаждений. Но проблема в том, что большая часть этих территорий не окультурена, недоступна москвичам. Но и она решается. В прошлом году были приведены в порядок 20 парков, в этом к ним добавится еще 30 - их реконструкция уже идет.