06.08.2012 23:42
    Поделиться

    Россия старается избавиться от нефтегазовой зависимости

    В соответствии с новыми бюджетными правилами будет применяться специальный механизм использования нефтегазовых доходов. Так, если цена на нефть превысит базовую цену, то дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда или на замещение источников финансирования дефицита бюджета по решению правительства РФ.

    Такое решение было принято в соответствии с Бюджетным посланием на 2012-2015 годы, оглашая которое президент Владимир Путин назвал основной проблемой бюджетного планирования высокую зависимость от конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Это "ограничивает возможности для бюджетного маневра для увеличения бюджетных расходов по направлениям, необходимым для развития страны", - говорится в документе.

    Теперь, если прогнозируемая цена на нефть окажется ниже базовой, то средства Резервного фонда будут направляться на покрытие или снижение дефицита федерального бюджета. После достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7% от ВВП, по словам министра финансов Антона Силуанова, дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных и других проектов (но не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов).

    Каким образом Россия сможет избавиться от ресурсного проклятия, если сверхдоходы, возникающие при росте котировок на углеводороды, будут направляться в Резервный фонд? Большинство экономистов полагает, что в перспективе нефть будет дорожать, снижение ее стоимости возможно только при массовом внедрении альтернативного источника энергии, чего в среднесрочной перспективе не предвидится. При текущем положении дел такой механизм перераспределения средств не решит проблемы зависимости от цен на нефть, так как возникающие доходы будут находиться вне реального сектора экономики страны.

    Одним из вариантов использования такого рода доходов может стать снижение нормативной величины Резервного фонда в пользу стимулирования экономики РФ. Исходя из теории экономики предложения - государству необходимо создавать благоприятные условия для развития частного предпринимательства. Допускается сокращение доходной части в пользу стимулирования бизнеса с целью увеличения налогооблагаемой базы. В соответствии с кривой Лаффера возможно нахождение оптимального уровня налогообложения, при котором государство получит больший доход при снижении налоговых ставок за счет роста налогооблагаемой базы. Наиболее "комфортным периодом" снижения налогов является профицит государственного бюджета, когда не требуется формирование государственного долга. Фактически фонд частично может стать базой для дополнительного стимулирования экономики - предоставить средства для реализации реструктуризации национальной экономики, гармонизации отраслей и сфер деятельности.

    К примеру, в Южной Корее начиная с 70-х годов прошлого века специальными законами было выделено семь отраслей, ставших приоритетными в рамках экономии: машиностроение, электроника, текстильная промышленность, черная, цветная металлургия, нефтехимия, кораблестроение. Этим отраслям оказывалось предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались различными льготами, в том числе и налоговыми. Помимо этого в каждой из национальных отраслей экономики были установлены конкретные пределы развития, при достижении которых рост производства затормаживался. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию, направляя бизнес к постепенной концентрации капитала и образованию транснациональных компаний и финансово-промышленных групп. Сегодня Южная Корея является одной из сильнейших экономик мира - 12-е место в мире по ВВП в 2011 году по паритету покупательной способности.

    Безусловно, реструктуризировать экономику Кореи было проще, так как в ее основе всегда были агропромышленный комплекс и текстильная промышленность. Однако природные ресурсы дают возможность создания базы для внесения изменений в структуру экономики, устранению неравномерности налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. Это длительный процесс. Невозможно, снизив налоги на один год, получить эффект сразу, на это потребуется как минимум 5 лет или больший временной период (строительный цикл, к примеру, длится от 16 до 20 лет). Кстати, наиболее быстрым оборотом капитала характеризуются торговля и сельское хозяйство. Данный процесс также повлечет за собой и планомерную модернизацию экономики, возможно, не столь масштабную, какой ее хотелось бы видеть, но объективно необходимую, так как большинство экспертов отмечают, что на данный момент значительная часть российских заводов работает на морально устаревшем оборудовании из-за отсутствия необходимого амортизационного фонда для обновления основных фондов.

    В Послании президента РФ также говорилось об особом внимании к социальной политике, выполнении всех повышенных социальных обязательств бюджета. Исходя из теории формирования национального дохода, можно сказать, что социальная политика, как и социальные фонды, являются производными от уровня экономического развития страны. Без конкурентоспособной, создающей конечный продукт экономики невозможно построение социального государства.

    Для кого-то стабильность - это спокойствие, но в рамках современного, динамично изменяющегося мирового экономического пространства это фактор, сдерживающий развитие национальной экономики. Необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов, мировой финансовый кризис не закончился, но в то же время важно помнить о конечной цели и использовать весь инструментарий возможностей, которые на сегодняшний день предоставляет рынок.

    Поделиться