Новости

07.08.2012 00:45
Рубрика: Экономика

Закопать подальше

Капиталы из стран Содружества "скрываются" и на далеких островах
По данным доклада "Еще раз о цене офшора" (The Price of Offshore Revisited), подготовленного международной исследовательской организацией Tax Justice Network (TJN, "Сеть налоговой справедливости"), отток капиталов в зарубежные офшорные зоны из стран СНГ с 1993 года многократно превышает текущий уровень их бюджетов и других финансовых обязательств. Что в свою очередь свидетельствует как о законодательных, так и об экономических проблемах в этих странах, стимулирующих "уход" бизнеса в офшоры.

Согласно исследованию, всего из региона Содружества в офшорные зоны вне региона СНГ с 1993-го выведено $1 трлн 194,8 млрд. Наименьший объем капитала среди всех стран СНГ был вывезен из Киргизии - $0,9 млрд (23% текущего внешнего долга страны в сумме $3,9 млрд). Отток из Армении составил $2,2 млрд (36% внешнего долга в $6,1 млрд). Утечка капитала из Азербайджана составила около $ 48 млрд, а из Грузии - только $4,1 млрд. Однако эти минимальные объемы связаны не только с "антиофшорными" мерами правительств, но и с меньшими масштабами экономики этих стран. В сравнении, например, с российской или казахстанской.

А странами-лидерами в СНГ по оттоку капитала в "офшорное зарубежье" оказались Россия - $797,9 млрд (207% внешнего долга в сумме $385,1 млрд), Украина - $166,8 млрд (144% внешнего долга в сумме $115,9 млрд), Казахстан - $138,2 млрд (118% внешнего долга в сумме $117 млрд). Количество офшорных средств из Узбекистана, по данным того же исследования, составляет $23 млрд, из Туркменистана - $3,4 млрд, Таджикистана - $2,4 млрд.

Что касается офшорных "адресов", наибольший объем капиталов, вывезенных из СНГ, приходится на Кипр, Люксембург, Нидерланды (включая голландские автономии в Карибском бассейне), Британские Виргинские о-ва, на британские о-ва Мэн, Гернси, Джерси и Каймановые. А в целом, по мнению Tax Justice Network, "скрытая система, которую мы пытаемся оценить, - это экономический эквивалент астрофизических черных дыр".

Тем временем упомянутые и другие офшорные территории с 2011-2012 гг. вводят новые правовые положения и экономические нормативы, чтобы увеличивать приток "офшорных" денег из-за рубежа. Так, британские Гибралтар и Виргинские острова недавно получили подтверждение от имени Европейского суда и британских правовых структур, что эти территории имеют право иметь свое налоговое законодательство, отличающееся от имеющегося в Великобритании, чтобы и впредь развивать финансовый сектор.

"Большинство реформ последнего полугодия в этих странах и территориях направлено на то, чтобы упорядочить и еще в большей мере облегчить поступление средств и регистрацию фирм, - объяснила "РБГ" Екатерина Манская, юрист департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф". - Законодательно-нормативные изменения в этой сфере, например, на Сейшелах, в Панаме и на Британских Виргинах затрагивают в основном процедурные аспекты. А в Республике Кипр появились новые льготные режимы использования кипрской компании в рамках налоговой оптимизации. Так, в конце мая 2012 года существенно снижены ставки налогообложения. Если ранее роялти полностью облагались 10%-ным налогом, то теперь 80% роялти освобождены от налогообложения, что, естественно, будет стимулировать приток в эту страну "уводимых" средств".

Заметим, что на долю британских автономных территорий приходится минимум 40% финансовых ресурсов, ежегодно вывозимых из СНГ в офшорные страны и территории (см. карту). Но административно-политический и экономический статус этих территорий позволяет финансовым и другими структурам самой метрополии (Великобритании) обладать наиболее обширной информацией о способах и динамике "вывода" капиталов из разных стран. Как и о самих компаниях или физлицах, отправляющих свои капиталы в офшоры.

Отметим также, что в числе основных инвесторов в большинство стран СНГ, в том числе в Россию, - опять-таки офшорные страны и территории, откуда частично реинвестируются капиталы, ранее "выведенные" из региона СНГ. Лидеры среди "реинвесторов", например в РФ и Украину, - те же Кипр, Британские Виргинские острова и Люксембург.

Впрочем, в России вводятся меры по обеспечению большей прозрачности финансовых операций, связанных с переводом денег в налоговые гавани. По информации, полученной "РБГ" в аналитическом агентстве Сargo.ru, властями инициировано введение в 2012-2013 гг. особых пошлин на выплаты офшорным компаниям. При этом, если информация о владельцах компании, к примеру, на Багамах или британских Кайманах неизвестна, то отсутствие такой информации квалифицируется в том смысле, что российская компания и офшор взаимосвязаны. И поэтому любой перевод денег в офшор будет облагаться налогом.

Кстати, схожая схема взимания налогов с офшорных транзакций с начала 2000-х годов действует в Беларуси, где с каждых $ 100 долларов, переведенных в налоговые гавани, 15-20 приходится отдавать в госказну. Аналогичные меры вводятся или планируются в Казахстане, Туркменистане, Молдавии, Грузии, Азербайджане, странах Балтии.

Экономика Макроэкономика