С этой проблемой столкнулись администрации сельских поселений, к которым в соответствии федеральным законодательством с 1 июля 2012 года перешли полномочия по работе с невостребованными земельными долями: оформлению их в муниципальную собственность с последующим пристраиванием в хорошие руки. Только кто возьмет джунгли? Огромные массивы "ничейной" земли за долгие годы простоя захватили колонии трехметровых растений. Чтобы извести отличающуюся стойкостью и плодовитостью многолетнюю гераклову траву, нужны немалые средства, которых в местных бюджетах катастрофически не хватает. А привлечь из федерального - не позволяет статус борщевика Сосновского как кормовой культуры. Хотя лет тридцать он в этом качестве уже не используется и признан ядовитым как для животных, так и для людей.
Год назад правительство Новгородской области обратилось в Минсельхоз России с предложением включить борщевик Сосновского в перечень карантинных объектов. И получило отрицательный ответ. Приходится рассчитывать на свои силы и финансы. На полях истреблять зловредную траву должны сами аграрии, на территории поселений - местные власти, в лесном фонде - лесхозы, а с растущими вдоль обочин исполинами должны разбираться дорожники. Отсюда и результаты: за три года действия плана "перехвата" на Новгородчине удалось ликвидировать и локализовать распространение растения-агрессора всего на двухстах гектарах из двух тысяч.
В Вологодской области, где гигантские зонтики занимают две тысячи га, за три года применения "лечебно-профилактических" мероприятий тоже недалеко продвинулись. Причина не только в недостатке средств, но и в их распылении по ведомствам, уполномоченным бороться с борщевиком. Выделенные в этом году "целевые" деньги оказались не освоенными. "Люди недовольны тем, как работает программа, - заявил заместитель губернатора Вологодской области Николай Гуслинский. - И, если проблема в неэффективном использовании денежных ресурсов, необходимо их сконцентрировать в департаменте сельского хозяйства".
Как считают специалисты, если не обратиться к проблеме сейчас, через 5-7 лет до 40% природных ландшафтов и около 20% сельскохозяйственных земель может быть поражено борщевиком. В Калининградской области специалисты регионального филиала Россельхозцентра только в этом году приступили к мониторингу территории для создания карты с обозначением районов распространения борщевика.
- По предварительным подсчетам, в эксклаве площади борщевика составляют около 3000 га, - говорит начальник отдела по защите растений Россельхозцентра Вера Попова. - Где свернуто аграрное производство, где землю не пашут, не сеют, там больше она поражается борщевиком. Ввод в оборот сельхозземель и укрощение борщевика - взаимосвязанные действия.