Петербургские ученые готовы внедрить на рынок свою разработку - водородные топливные ячейки, которые признают одним из самых перспективных видов альтернативного топлива для городских автомобилей. Параллельно в городе не забывают и об электричестве как о безвредном источнике энергии для машин - уже через месяц в городе начнут создавать зарядную инфраструктуру для электромобилей.
В конце августа в Петербурге собираются открыть первую зарядную станцию для электромобилей - она появится в одном из крупнейших торгово-развлекательных комплексов в центре города. Петербург пока отстает в этом плане от Москвы, где уже работают несколько десятков таких станций. Первый в России форум, посвященный электротранспорту и зарядной инфраструктуре, прошел в июле в Москве. На нем пообещали, что в самое ближайшее время в Петербурге могут создать целую зарядную сеть, пока об этом ведутся переговоры с представителями бизнеса. А далее такие точки начнут создавать и в других крупных городах страны.
При этом экологи, автодилеры и некоторые ученые считают, что развитию экологичного автотранспорта в Петербурге мешает именно отсутствие необходимой инфраструктуры. Россия почти упустила момент, когда можно было стать одной из ведущих стран с развитым электромобильным движением. Электромобили пока негде заряжать, поэтому большим спросом они не пользуются. Поэтому пока перспективными в этом направлении остаются автомобили-гибриды, производство которых в Северной столице обеспечено заказами на несколько лет вперед.
Если зарядной инфраструктурой занимаются частные компании, то ученые стараются разработать другие экологически чистые источники энергии для автомобилей, прежде всего, водородные ячейки, которым экологи прочат большое будущее в транспортной сфере.
Воздействие этого газа на окружающую среду минимально, что позволило говорить уже не просто о водородной энергетике, а о водородной экономике.
Поскольку жидкий водород разрушает металл двигателей, все разработки в этой области сосредоточились на создании топливных ячеек на водороде, и одним из лидеров среди российских разработчиков стали петербургские ученые, которые заявили, что почти готовы внедрять разработанный элемент на рынок. Заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии Геннадий Кулаков рассказал корреспонденту "РГ", что сам топливный элемент уже готов, осталось отработать ресурсные показатели.
- Мы в скором времени собираемся вывести продукт на рынок, - рассказал Кулаков, - однако пока опыт показывает, что для автомобилей использование такого топливного элемента будет слишком дорогим, и чтобы оно стало дешевле, надо развивать целую серию таких топливных ячеек. Но, несомненно, это топливо будущего.
По словам ученого, пока что при выходе на рынок создатели водородного топлива в первую очередь рассчитывают на сферу защиты газовых трубопроводов - вместо протягивания линий электропередачи на тысячи километров, можно создать электростанции на газе. Необходимый для работы водород берется из газа, кислород - из воздуха, и выхлопом является водяной пар, что совершенно безопасно для окружающей среды. В ближайшие два года сотрудники петербургского института будут работать над созданием опытной установки такого типа для "Газпрома" - топливная батарея есть, а комплексную систему еще предстоит создать.
Руководитель научно-исследовательских и образовательных программ Центра диагностики и технологии ремонта автотранспортных средств Константин Гаврилов считает, что топливные ячейки еще не скоро смогут заменить в России бензин для автомобилей из-за своей дороговизны и множества сложностей в обращении с водородом.
- Например, смесь газообразного водорода с кислородом в воздухе образует гремучий газ, и для такого топлива нужны особые "дожигатели", изменение изоляции двигателя и охлаждение водорода до температуры, при которой он теряет свои взрывные свойства. В топливных же элементах газ не горит, а разлагается, питая бортовую энергетическую установку. Единственный недостаток - нужна платиновая мембрана, что делает такие двигатели не только очень дорогими, но и недолговечными.
Затраты на производство, хранение и консервацию водорода приводят к тому, что непосредственно на передвижение автомобиля идет незначительная доля вырабатываемой энергии, КПД сжатого водорода для двигателя внутреннего сгорания равно 22 процентам, жидкого - 17 процентам. Это позволяет скептикам считать, что водородные ячейки вряд ли станут в ближайшее время главным элементом двигателя будущего.
Кстати
Один из видов альтернативного автомобильного топлива, который активно применяется в Петербурге, это газ. На территории города и Ленинградской области уже работают около сорока станций, где можно заправить автомобиль газом - метаном, пропан-бутаном, сжатым природным газом. Никаких мер поддержки автовладельцев, ездящих на газе, здесь пока не применяется, однако количество заправочных станций медленно, но стабильно растет. Несколько компаний в городе предоставляют услуги по переоборудованию автомобилей на газовое топливо. Сейчас на заправках пропан-бутан обходится примерно в 14 рублей за литр, бутан - в 9 рублей за кубометр, цены на различные виды традиционного бензина колеблются в пределах 27-40 рублей за литр.