Когда же придорожная торговля в Подмосковье станет цивилизованной? Как объяснили "РГ" в НИИ теории архитектуры и градостроительства, по правилам на полосах отвода любых дорог могут располагаться только те объекты дорожного сервиса, которые не ухудшают видимости на трассах и не мешают безопасности дорожного движения. Кроме того, все они должны быть обустроены площадками для стоянки машин и съездами, обеспечивающими доступ к парковке. Причем и стоянки, и съезды - головная боль самих торговцев. Словом, легальная торговая точка возле дороги обходится владельцу недешево. "Я семь лет назад взял в аренду крохотное здание на Егорьевском шоссе, отремонтировал, сделал съезды, почти 900 тысяч истратил, - вспоминает предприниматель из Гжели Артем Причепа. - Два года отработал, еще затраты не окупил, как мне сказали: сворачивай лавку, на этом месте пройдет новая дорога к поселку. Здание снесли, съезды сломали, денег мне никто не вернул". И это предприниматель средней руки. А мелким проще купить два передвижных лотка и гонять их туда-сюда по шоссе, бегая от проверяющих органов.
Проверяющие органы в лице Роспотребнадзора и дорожно-патрульной службы, конечно, не дремлют. С мая по сентябрь в Подмосковье проходят профилактические рейды "Придорожная торговля". В Люберецком районе за один только рейд свернули 12 нелегальных лотков, в Солнечногорском 9, в Волоколамском 18. Набор нарушений стандартный: нет лицензий на предпринимательскую деятельность, сертификатов качества на продукцию (а зачастую и вообще никаких документов на нее), санитарных книжек у продавцов. Но проблема в том, что, как только инспекторы отъезжают из зоны видимости, все, кто только что сворачивал палатки, возвращаются на "обочины своя".
В прошлом году розничная торговля с оборотом в 1,8 триллиона рублей вывела Московскую область на второе после Москвы место по этому показателю. Никто не будет рубить курицу, несущую золотые яйца. Торговлю и дальше надо развивать, холить и лелеять. Но привести ее в цивилизованный вид все-таки не помешает. "Проблему могла бы решить "перепланировка" торговых центров на трассах, - рассказали "РГ" на кафедре маркетинга и логистики Российского государственного университета торговли и коммерции. - Сегодня они сосредоточены в основном вокруг МКАД и 10-километровой зоне близлежащих к кольцу городов. Нелегальной придорожной торговле размещаться там смысла нет, спроса не будет. Поэтому она уходит вглубь федеральных трасс, туда, где ощущается недостаток сервиса".
"Мы поставили задачу сбалансировать придорожную торговлю и сервис, - говорит министр Екатерина Семенова. - Сейчас заканчиваем ревизию всего торгового хозяйства области. Понятно, что целевая программа развития торговли будет серьезно скорректирована. Достаточность, качество и прозрачность станут ее основными принципами".
Новый программный взгляд на дальнейшую судьбу торговли будет представлен на утверждение областного правительства до конца года.