06.08.2012 23:40
    Поделиться

    Дмитрий Фадеев: России необходим рамочный закон о промышленной политике

    Стране крайне необходим рамочный закон о государственной промышленной политике. Соответствующий проект был разработан и внесен по инициативе ТПП РФ в Госдуму еще в 2008 году, однако до сих пор не рассматривался даже в первом чтении.

    В указанном проекте при его доработке можно было бы отразить следующие основные блоки вопросов: прогнозирование и индикативное планирование промышленного развития; определение долгосрочных приоритетных проектов промышленного развития, что придаст стабильность хозяйственному обороту и привлечет инвесторов; цели и задачи, принципы промышленной политики; инфраструктура поддержки субъектов промышленной деятельности; поддержка внешнеэкономической деятельности российских промышленных предприятий; проведение процедур финансового оздоровления; содействие продвижению промышленной продукции; меры тарифного регулирования для промышленности; содействие кадровому обеспечению промышленности; субсидии (отдельным предприятиям на уплату процентов по кредитам, полученным на техническое перевооружение, и для производства продукции на экспорт), бюджетные гарантии и инвестиции промышленным предприятиям; условия создания промышленных кластеров; формы участия государства в создании индустриальных площадок и парков; правила взаимодействия крупного промышленного бизнеса и малых компаний.

    На последнем остановлюсь подробнее. В России из общего количества МСП осуществляют деятельность в сфере промышленного производства около 11% малых предприятий. Доля средних составляет 27%. К числу основных сфер деятельности МСП в промышленности относятся: производство пищевых продуктов, текстильное и химическое производство и др. Отечественная промышленность в отличие от западных экономик, в которых крупным корпорациям выгодно "давать заказы" малым компаниям в рамках одной технологической цепочки, до сих пор организована по принципу натурального хозяйства, то есть промышленные предприятия в основном все производят сами, стремятся не покупать услуги на рынке и тем самым не создают вокруг себя рабочие места для МСП.

    Для их роста нужно: развивать промышленные площадки с необходимой инфраструктурой; упрощать процедуры согласования инвестиционных проектов; определить особенности предоставления земельных участков в целях размещения промышленных площадок и технопарков; активнее развивать институты аутсорсинга и субконтрактации.

    Кстати, передача части функций на аутсорсинг позволила бы крупным предприятиям снизить затраты, а малым - принять участие в реализации крупных инвестиционных проектов.

    Необходимо также компенсировать часть затрат МСП по оплате расходов на присоединение к объектам электросетевого хозяйства при получении заказов от крупных промышленных предприятий. Крайне высоки тарифы на железнодорожные перевозки. Вообще тарифы все в большей степени сказываются на деятельности МСП. В этой связи следует обсудить вопрос законодательного ограничения ежегодного роста тарифов естественных монополий на уровне запланированной инфляции.

    Следует расширять спрос на продукцию малых предприятий, так как они в основной массе не встроены в производственные цепочки крупных. Это тормозит процесс их интеграции в различные отрасли отечественной промышленности. У большинства предприятий МСП существует большая изношенность оборудования и недостаток средств для приобретения нового. Встраивание малых предприятий непосредственно в технологическую цепочку имеет ощутимую выгоду. Малый бизнес может использовать льготные режимы налогообложения. Соответственно, совокупная налоговая нагрузка на единицу выпускаемой технологически сложной продукции окажется существенно ниже, чем при организации производства комплектующих в рамках одного предприятия.

    В международной практике такой способ организации производства с опорой на кооперационное взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса ("субконтрактация") доказал свою эффективность.

    На промышленных предприятиях лежит и высокая налоговая нагрузка (по производству машин и оборудования она составляет примерно 11,1%, по строительству - 11,3%, а по металлургии - 3,3%). И в настоящее время создание малых предприятий вокруг крупных, как правило, сопряжено со стремлением крупного бизнеса минимизировать налоговую нагрузку посредством создания зачастую "серых" схем уклонения от уплаты налогов. Преимущественно это касается НДС. Так, при экспорте товаров с помощью малых предприятий образуется цепочка посредников, "наращивающая" сумму НДС, которая впоследствии будет предъявлена к возмещению из бюджета. При импорте - в целях снижения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

    Кроме того, во взаимоотношениях крупных и малых компаний существует застарелая проблема. Действующая редакция Налогового кодекса РФ предоставляет налогоплательщикам, применяющим УСН и платящим ЕНВД, льготу: они освобождены от уплаты НДС. Но на практике данная льгота делает "упрощенцев" и "вмененщиков" неконкурентоспособными: крупным контрагентам невыгодно приобретать у них товары, поскольку они не смогут принять к вычету "входной" НДС. С другой стороны, стоимость продукции малых предприятий, применяющих налоговые специальные режимы, ниже на сумму НДС. Это имеет свою выгоду, но при условии, что данная продукция приобретается у малого предприятия, которое является его непосредственным производителем, а не у посредника.

    Таким образом, необходимо предпринять ряд мер, стимулирующих крупные компании создавать "при себе" малые предприятия, производящие необходимую для них продукцию, либо привлекать уже существующие и "встраивать" их в технологическую цепочку, минуя посредническую сеть.

    Представляется целесообразным в отдельных статьях закона о государственной промышленной политике предусмотреть возможность предоставления налоговых льгот указанным предприятиям, а в сопутствующем законе - конкретные поправки в Налоговый кодекс РФ. На наш взгляд, такими льготами могли бы быть, в частности: предоставление возможности применять сверхускоренную амортизацию в отношении основных средств, непосредственно используемых в технологическом процессе; установление ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% для отдельных видов технологического оборудования; освобождение от обложения налогом на имущество организаций в течение первых двух лет, а в последующие два года - снизить налоговую ставку на 50% в отношении объектов недвижимости (здания, сооружения) и основных средств, передаваемых малым предприятиям и непосредственно используемых ими в указанных целях; освобождение от обложения земельным налогом в течение первых двух лет, а в последующие два года - снизить налоговую ставку на 50% в отношении земельных участков, на которых расположены производственные мощности.

    Указанный выше проект закона о государственной промышленной политике мог бы заложить законодательную основу для последующего единообразного регулирования перечисленных вопросов в регионах (более чем в 40 субъектах Федерации такие законы уже приняты). Принятие базового закона о промышленной политике потребует изменений в Налоговый, Бюджетный, Земельный и Градостроительный кодексы, законы о защите конкуренции, о финансовой аренде (лизинге), таможенное и банковское законодательство.

    В настоящее время при Комитете Госдумы по промышленности создан экспертный совет по вопросам промышленного развития. Предлагается в рамках указанного совета начать работу по доработке и продвижению рамочного законопроекта.

    Поделиться