Ведомство предлагает выделить особые категории лиц, которым запрещено в принципе создавать религиозные организации или быть их участниками. Например, упоминаются осужденные за экстремизм.
Речь не о какой-то конкретной церкви или религии - любая организованная вера (юридически точнее было бы сказать - религиозная деятельность) будет запрещена. А в душе, конечно, человек может молиться, кому угодно. Личная вера - сокровенное дело каждого.
Как отмечается в тексте законопроекта, к числу лиц, которым запрещено участие в религиозных организациях, предлагается отнести иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания в России.
На практике это может означать следующее: если какой-нибудь заезжий "гуру" попытается вербовать паству и морочить ей голову, его могут выслать. Конечно, укажут ему на дверь не по религиозным соображениям. Но если вдруг у спецслужб появятся какие-то претензии к иностранцу, они могут включить его в список нежелательных персон. Например, наркоконтроль вправе объявлять нежеланными гостями иностранцев, как-то связанных с наркотиками. У ФСБ могут быть другие мотивы.
Также проект предлагает лишить возможности состоять в религиозных организациях лиц, имеющих регистрацию или место жительства в государстве, которое не выполняет рекомендации группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
В запретный перечень предложено внести и людей, в действиях которых суды усмотрели признаки экстремистской деятельности. Вряд ли надо рассказывать, каким опасным может быть религиозный экстремизм. Часто слепая вера доводит до терроризма. Достаточно вспомнить секту "Аум Синрике". Но вообще, примеров масса.
По закону, создавать религиозные организации могут не менее десяти человек. Как гласит закон, право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания "может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Поэтому, строго говоря, идея прописать какие-то ограничения в закон о свободе совести не противоречит этому закону.
Кстати, в чем-то проект дублирует нормы закона об общественных объединениях. Там тоже есть положение, что лица, в чьих действиях суд нашел экстремизм, не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Так что в легальные политические партии экстремистам вход закрыт. У правоведов и правозащитников проект вызвал неоднозначную реакцию. Кто-то высказался в том духе, мол, неужели экстремистов будут и от церкви отлучать? Но так говорить некорректно. "Ходить в храм или, скажем, мечеть, вряд ли кто запретит, - пояснил "РГ" один из правоведов. - Но вот стать членом религиозной общины, активно вести в ней какую-то работу человек, подпадающий под указанные в законопроекте нормы, уже не сможет".