Новости

08.08.2012 00:20
Рубрика: Общество

Праздник-самоволка

В чем истина дня ВДВ?
Лето - удобное время для праздников. Самых разных, иногда противоположных по духу. Иногда любимых, иногда не очень. "Эхо Москвы" устами своих блогеров не очень одобрило недавний День ВДВ.

Смятый обывательской волной возмущения "Оккупай Абай" выглядит в его глазах куда более мирной акцией. Если политический протест, превращенный в праздник, мешает горожанам гулять по бульварам, вредит культурной столичной частной жизни, то уж день-то ВДВ - когда традиционное купание в фонтанах сопровождается угоном броневика "Тигр", протараненными им машинами и круглосуточным употреблением неразбавленных спирта и мата, - тем более. Так почему же не подымается волна возражений против куда более дикого гуляния в честь узко профессионального праздника? Только потому, что День ВДВ, это все-таки один день, а "Оккупай Абай", дай ему волю, и все лето? Или потому что один праздник - праздник мускулов, а другой сублимирует гражданские претензии.

Вряд ли в День ВДВ все остальные граждане, кроме "Эха Москвы", всмятку влюблены. Похоже, что естественные обывательские чувства большинства горожан распределяются между снисходительностью и терпением и не всегда удерживаются в этих границах. В Туле вон даже фонтаны заблаговременно выключили.

Между тем и День ВДВ, и "Оккупай Абай" - это гражданская самоволка. Рожденная пусть несовершенной, но демократией.

Случись "9 мая 1945-го" в 1995-м, когда болтающееся в мировых и отечественных кризисах государство не смогло бы его ни запретить (как Сталин в послевоенные годы), ни официально оформить из-за традиционной скудости бюджета, то ведь, согласитесь, современный День Победы был бы похож на День ВДВ. Так же горланили бы песни молодые и много пережившие, с нелеченным ПТС солдаты и офицеры. В знаменитом "Зеркале для героя" Владимира Хотиненко, герой-фронтовик с баяном - чем не сегодняшний ВДВ-шник по стилю поведения.

И все-таки при всем нетерпении выразить свое "фе" дикому (на рафинированный гражданский вкус) гулянью, День ВДВ нам нужен. Как зеркало, если не для героя (вчера - великого, сегодня - пьяного), то для всего общества. Которому не стоит забывать, сколь разделено и сегментировано оно сегодня. Сколь диспропорционально - по соотношению "затраты-доходы". И как те, кто "затрачивает" часто свою жизнь и здоровье, попадает потом в "белое пятно": его не видят ни государство, ни общество, ни другие люди. Воевавшие в Чечне, терявшие друзей ("пусть политики меняют ценники, мы воевали друг за друга", гениально определил смысл происшедшего один солдат полузабытой обществом войны), часто бесквартирные и безработные, не всегда удачливые в сложной мирной жизни, они в этот день стараются найти что-то большее, чем запертая повседневность.

Это наши " Три товарища" по жизни - без высот художественной рефлексии.

Когда-то в знаменитом фильме Марлена Хуциева слишком смело и эгоцентрично отделявший себя от общих, вызванных войной бед герой молодого Андрея Тарковского получал пощечину - за этическую недопустимость такой позиции. Если задуматься, сегодня у нас добрая половина общества состоит из кандидатов на пощечину. И только выяснив все с собой, трезвыми, мы можем предъявить претензии пьяным десантникам и подумать о том, как им стать трезвее, и не потеряв закадычности, расстаться с монструозностью некоторых лихих обычаев. Как перевести их гулянки в веселые парады.

Общество Ежедневник Праздники
Добавьте RG.RU 
в избранные источники