08.08.2012 23:56
    Поделиться

    В Госдуму внесен законопроект о контроле за чиновниками

    Предложена новая форма контроля над чиновниками
    Законопроект о парламентском контроле внесен большой группой депутатов-"единороссов" и членов Совета Федерации.

    Он предусматривает право Госдумы корректировать федеральные целевые программы, а также вносить изменения в законодательные акты, в том числе в Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ".

    Значение законопроекта для развития гражданского общества и контроля за эффективным расходом бюджетных средств комментирует член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

    Компетентно

    Анатолий Выборный

    Законопроект направлен на совершенствование института парламентского контроля в рамках конституционного поля. Сегодня наше общество готово к этому. В том числе и потому, что он эффективен только при наличии развитого антикоррупционного законодательства, которое в настоящее время насчитывает уже 70 нормативно-правовых актов федерального уровня.

    В 1994 году был принят федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, годом позже - о Счетной палате РФ, еще через 2 года - об Уполномоченном по правам человека, а в 2005 году - о парламентском расследовании. Наконец, в 2008 году принят закон о контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства РФ.

    Новый проект не только объединит уже имеющиеся элементы парламентского контроля в одном законе, но и расширяет перечень его форм. Предусматривается, например, возможность направления и отзыва представителей палат Федерального Собрания в организации, создаваемые на основании федеральных законов, а также участие парламентариев в работе правительственных комиссий по расследованию обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

    Парламент, кроме того, получает возможность контролировать правительство РФ в выработке механизмов исполнения федеральных законов. Ответственный федеральный орган будет обязан в трехмесячный срок направить в Госдуму письменный отчет о разработке подзаконных нормативно-правовых актов и сроках их принятия. Расширяя контрольные возможности парламента, Единая Россия не стремится изменить Конституцию, исходя из конъюнктурных соображений. Именно в постепенных, но результативных улучшениях и заключается смысл единороссовского законопроекта о парламентском контроле.

    В аналогичном по названию законопроекте, предложенном депутатом Геннадием Гудковым и другими, предпринимается попытка создать из парламентского контроля, по сути, внеконституционный институт, который будет дублировать надзорные функции прокуратуры и иметь фактически неограниченные полномочия. Это, на наш взгляд, приведет к нарушению конституционного принципа разделения властей и самостоятельности их органов, а также основных прав и свобод человека и гражданина.

    По этому законопроекту должны создаваться комиссии с очень широкими полномочиями, схожими с теми, что имеют прокуроры. Члены комиссии - депутаты и сенаторы - могут беспрепятственно заходить в любой государственный орган, любую организацию, в том числе коммерческую, получать доступ к подлинникам их документов, снимать с них копии. Члены комиссии также вправе требовать объяснения у любых граждан, которые, вопреки положениям статьи 51 Конституции РФ, обязаны отвечать на поставленные вопросы. При этом законопроект не оставляет человеку выбора - он обязан свидетельствовать против самого себя. Это напоминает печальную практику репрессивного следствия конца 30-х годов прошлого века.

    Крайне опасно для общества и то, что кроме депутатов и сенаторов полномочиями членов комиссии наделяются некие "уполномоченные лица", правовой статус и численность которых законопроектом не определяется. В нем ничего не говорится и о требованиях к таким уполномоченным, поэтому отсутствуют гарантии, что ими, к примеру, не станут лица с криминальным прошлым.

    Если не уметь или не хотеть использовать в парламентской деятельности уже имеющиеся у нас полномочия, то и новые законы вряд ли будут действовать. С другой стороны, желание совершенствовать деятельность парламента не должно основываться на правовом нигилизме и неуважительном отношении к Конституции. Напротив, парламентарии могут и должны являть в этом смысле образец высокой правовой культуры и гражданской ответственности.

    Подготовили Олег Валов, Василий Тресков

    Поделиться