09.08.2012 08:00
    Поделиться

    "РГ" выяснила, почему волгоградцам отказывают в праве на жилье

    Жители поселка пытаются доказать, что имеют права на жилье, которое строили их деды
    Жители поселка Купоросного в Советском районе Волгограда пятый год бьются над тем, чтобы оформить в собственность свои земельные участки и дома.

    Администрация района отказывает им в передаче земли в собственность. В глазах местных властей они самозахватчики и самозастройщики. Люди, чьи отцы и деды поселились в Купоросном еще до революции, у которых по три-четыре поколения семьи прожили на одном месте, не могут доказать чиновникам, что имеют полное право владеть землей и своим жильем. А нет юридических документов на землю и дом - невозможно законным образом провести газ, воду и канализацию.

    В прошлом году "Российская газета" писала о семье 86-летней жительницы Купоросного Таисы Мироненко, которая даже через суд не могла добиться признания права собственности на землю и дом, построенный еще в конце XIX века. Несмотря на документы - купчую 1916 года, справки о праве собственности 1921 и 1926 года, дом считался самостроем. После публикации в "РГ" дело сдвинулось с мертвой точки. По иску прокуратуры в защиту прав граждан все-таки было вынесено судебное решение в пользу бабушки Таисы. Сейчас, год спустя, ей удалось стать законной собственницей участка и дома, где прожили три поколения семьи.

    Юрист Валентин Грамматиков считает: "Гражданское дело Таисы Мироненко, рассмотренное Советским районным судом Волгограда, создало судебный прецедент. Однако местная администрация, несмотря на нормы права и прецедентное решение суда, отказывается предоставлять земельные участки жителям поселка Купоросного, что мешает оформлению их прав на жилые дома".

    Однако у других жителей Купоросного, несмотря на принятое судом прецедентное решение, воз и ныне там. Сегодня в поселке насчитывается 247 домовладений. Около 20 семей старожилов активно отстаивают свои права. Галина Серкина, Галина Финогенова, председатель уличного комитета Людмила Ерохина и другие жители пытаются добиться справедливости на всех уровнях власти.

    - Наш дом, расположенный на улице Кондукторской, 114, построен в 1914 году, в техпаспорте это указано, - рассказывает хозяйка Людмила Ерохина. - В нем родилась и всю жизнь прожила моя бабушка, Татьяна Ивановна Вербина. Родились моя мама, я и моя дочь. Однако добиться признания права собственности на родной дом не могу. Дом считается самовольной постройкой. А я, по сути, живу в нем на птичьих правах.

    В отличие от Таисы Мироненко, у Людмилы Ерохиной не сохранилось никаких старых документов на землю и строения - все сгорело в пламени Сталинградской битвы. Во время войны ее бабушка и мама оставались в пылающем городе. Купоросный заняли немцы, солдаты стояли и в их доме. От тех времен остались только пожелтевшие фотографии - и ни одного документа.

    - Два года я, можно сказать, прожила в архивах, вытащила все, что касалось Купоросного сельсовета. Все документы, что удалось разыскать по нашему поселку, раздала соседям. Но по моей семье не сохранилось ничего, - рассказывает Людмила Ерохина. - Единственное, что у меня есть, - это разрешение на строительство дома, выданное моему деду Петру Федоровичу Мыльникову. Но я не могу доказать родство с ним. Сделать это можно только через метрики. А я не знаю год его рождения... Без этого сделать запрос в архив невозможно.

    Однако нужно ли лезть в такие дебри и ворошить в данном случае пыль истории? Ведь у жителей поселка Купоросного есть бумага более позднего времени, подтверждающая, что никакие они не самозахватчики. Решением райисполкома в 1965 году за жителями Купоросного, к числу которых относится и семья Людмилы Ерохиной, закреплены фактически занимаемые ими земельные участки. Этим же решением жители поселка исключены из списка людей, самовольно захвативших земельные участки. Именно эта бумага в судебном процессе Таисы Мироненко и была признана правоустанавливающим документом. Как пояснила начальник отдела прокуратуры Волгоградской области Эльвира Джаналиева, в соответствии с законом о введении в действие Земельного кодекса РФ, если не определен вид права, на котором передается участок, то считается, что он передается в собственность. На этом положении и основано прецедентное решение суда, принятое по участку Мироненко.

    Но факт, подтвержденный судом, никак не желают признавать чиновники из администрации Советского района. Получается, что каждый из жителей Купоросного, чтобы доказать очевидное, должен пройти круг судебных мытарств, повторив путь Таисы Мироненко и ее дочери. Для большинства это не по силам: в поселке живут в основном старики.

    С июля этого года земельными участками в Волгограде распоряжается областное министерство по управлению госимуществом. В этом ведомстве пояснили, что в действующем земельном законодательстве нет положений, позволяющих получить земельные участки, если на них есть самовольные постройки. То есть жителям Купоросного невозможно узаконить свои участки. С этой проблемой столкнулись не только граждане, проживающие в данном поселке, это вообще острая проблема для Волгограда, который был разрушен в годы войны. Касается она прежде всего жителей частного сектора, чьи дома были построены в 1940 - 1980 годы и попали в категорию таких самовольных построек. Чтобы решить эту проблему, волгоградская облдума инициировала изменения в федеральный закон о госрегистрации, но пока они не приняты.

    Комментарий

    Владимир Собакарь, и. о. главы администрации Волгограда:

    - Для жителей поселка Купоросного приобретение прав на землю возможно лишь в порядке статьи 36 Земельного кодекса. В соответствии с этой статьей исключительное право на приватизацию земли имеют собственники находящихся на ней строений. Для этого гражданам необходимо в первую очередь признать право собственности на объекты недвижимого имущества, возведенного без правоустанавливающих и разрешительных документов в судебном порядке.

    Поделиться