08.08.2012 23:55
    Поделиться

    За полгода уральские приставы вернули в казну 6,5 процента всех долгов

    Приставы исполняют не более 30 процентов судебных решений
    Свердловский областной суд подвел итоги работы в первом полугодии 2012 года. Из присужденных в пользу бюджета 138 миллионов рублей через посредничество службы судебных приставов было взыскано лишь 9 миллионов. Таким образом, приставам удалось передать в казну лишь 6,5 процента от положенной суммы. Еще 16 процентов, или 22 миллиона рублей, граждане заплатили добровольно. Когда государство получит оставшуюся, львиную долю задолженности и получит ли вообще, не скажет никто.

    По словам председателя Свердловского областного суда Ивана Овчарука, из-за неэффективной работы приставов у государства возникают серьезные проблемы: в бюджет не поступают деньги, а правонарушители укрепляются в сознании своей безнаказанности. По этому поводу Овчарук даже поручил подготовить в адрес губернатора Евгения Куйвашева обращение о необходимости усиления контроля за исполнением судебных постановлений.

    То, что в работе службы судебных приставов есть существенные, часто системные проблемы, новостью ни для кого не является. Даже недавно назначенный новый главный судебный пристав Свердловской области Сергей Щебекин признает: сегодня фактическим исполнением заканчивается лишь 30 процентов всех исполнительных производств. Правда, говорит он об этом не как о проблеме, а как о достижении:

    - До 1997 года, когда наша служба была заново организована, 95 процентов решений судов, вынесенных именем Российской Федерации, не исполнялось вообще. Сейчас дела идут намного лучше. Наше плановое задание на 2012 год - увеличить показатель исполнения дел до 50 процентов, - говорит Щебекин.

    Если верить внутренней статистике ФССП, Свердловское управление по результатам работы в первом полугодии 2012 года в общем рейтинге занимает 28 место. Щебекин и этот результат называет очень успешным, напоминая, что еще два с половиной года назад ситуация была просто плачевной. Тогда, по его словам, область по результатам работы выше 64-65 места не поднималась.

    Занять более высокую позицию будет чрезвычайно сложно, считает глава регионального управления. Дело в том, что Свердловская область - очень большой и густонаселенный субъект. Нагрузка на каждого пристава огромная, а человеческие ресурсы ограничены. По сведениям пресс-службы УФССП по Свердловской области, в среднем один пристав работает над исполнением 2,5 тысячи производств в год. Сейчас в работе во всех отделах службы судебных приставов находится 1 миллион 62 тысячи дел. Поделив это число на 2,5 тысячи человек персонала, получаем частное: в среднем каждый пристав ведет 424 дела одновременно.

    - А зарплаты у наших сотрудников, как и у других федеральных чиновников, очень маленькие, - продолжает Щебекин. - Всего 12 тысяч рублей в месяц. Много ли на эти деньги наработаешь?!

    Начальник отдела одной из крупных юридических компаний Екатеринбурга Михаил Удилов рассказал корреспонденту "РГ" случай из недавней практики, как нельзя лучше иллюстрирующий положение дел. Он как представитель фирмы-кредитора решил ознакомиться с материалами исполнительного производства, которое завели приставы Тавдинского райотдела УФССП по Свердловской области, и выяснил, что по этому делу никто не работал с января. Почему? Просто пристав-исполнитель уволился и не передал дело преемнику. Почему же начальник не проконтролировал? А он тоже собирается увольняться, и ему сейчас не до того.

    Эксперт уверен: ситуация не изменится до тех пор, пока каждый пристав не будет лично заинтересован в увеличении объемов возвращенных долгов. Причем заинтересованность эта должна быть в первую очередь материальной. Если бы зарплата сотрудника ФССП напрямую зависела от того, сколько долгов он вернет, - пристав работал бы с гораздо большим энтузиазмом.

    Но пока речи о введении такой системы оплаты труда приставов не идет. Равно как и о том, чтобы немного разгрузить их, позволив кредиторам самостоятельно взыскивать некоторые категории долгов. Сами приставы со вздохом кивают в сторону зарубежья: в Финляндии, мол, исполнительное производство занимает всего одну строчку в компьютере - никаких тебе лишних усилий. В свою очередь юристы, ведущие сопровождение бизнеса и уже отчаявшиеся убедить приставов исполнять свои обязанности добросовестнее, все чаще берут на себя работу этих госслужащих: составляют за них документацию и лишь приносят приставам на подпись. Юристы уже успели убедиться, что так и быстрее, и надежнее.

    - Одна из самых больших проблем в службе судебных приставов - низкий уровень подготовки персонала, - говорит Михаил Удилов. - Сотрудники порой совсем не имеют представления о том, как работать с должниками. А контроль за ними со стороны руководства поверхностный. Поэтому, если хочешь, чтобы причитающееся тебе взыскали, сделай максимум работы сам.

    Выигрывают от этого хаоса в системе только коллекторы: им, пока приставы работают плохо, гарантирован заработок.

    Кстати

    Во время одной из сессий Совета судей Москвы прозвучало предложение вернуть исполнительное производство под контроль суда. Эта мысль была высказана после того, как зампредседателя Мосгорсуда Галина Агафонова сообщила, что в столице из-за неудовлетворительной работы судебных приставов исполнено менее 10 процентов вступивших в законную силу судебных решений. Аналогичную точку зрения неоднократно высказывал и председатель Свердловского областного суда Иван Овчарук. По его словам, до появления службы судебных приставов как обособленной структуры исполнялся значительно больший процент решений, потому что судья строго спрашивал с пристава, если дело стопорилось. Сейчас же контролировать исполнителей просто некому.

    Поделиться