Но если генеральная прокуратура открыто заявила о своих недостатках, то МВД и ГКНБ провели коллегии без участия прессы, а принятые решения спрятали под грифом "Секретно".
Самым "прозрачным" оказался главный надзирающий орган страны - генеральная прокуратура (ГП). Этой структуре в течение полугода здорово доставалось от депутатов парламента. Глава ведомства Аида Салянова не раз держала ответ перед народными избранниками по тому или иному поводу. Законодатели даже требовали ее отставки. Вероятнее всего, критика так повлияла на сотрудников прокуратуры, что они предпочли честно рассказать, чем занимались последние шесть месяцев.
Кроме традиционных вопросов, вынесенных на коллегию "ока государева", впервые были озвучены показатели работы ведомства в отношении расследований фактов применения пыток. За полгода 2012 года в Киргизии зарегистрировано 174 подобных случая, тогда как за аналогичный период 2011-го - всего 69. Но, как следует из информации надзирающего органа, обращения граждан с жалобами на пытки не всегда обоснованны. Во всяком случае, возбуждено лишь 17 уголовных дел. Тем не менее, именно этот показатель сыграл ключевую роль в том, что прокуроры заявили об уменьшении в республике количества преступлений этого вида.
Не менее показательны данные о надзоре за следствием. По итогам прокурорских проверок, в первом полугодии текущего года привлечены к уголовной ответственности четыре сотрудника органов прокуратуры, 68 - милиции, три - государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), а также пять судей. Последний показатель стоит отметить особо, поскольку ни разу за всю историю независимости Киргизии столько слуг Фемиды за такой короткий срок еще не меняли свои кресла на камеры следственного изолятора.
А вот коллегия министерства внутренних дел республики оказалась настолько секретной, что из зала, где она проходила, попросили удалиться всех журналистов. И это произошло, пожалуй, впервые за всю историю подобных мероприятий.
Но, несмотря на всю завесу таинственности, известно, что, кроме рассмотрения итогов деятельности ведомства за шесть месяцев 2012 года, поднимался вопрос о результатах служебного расследования инцидента в развлекательном центре "Монте-Карло", где выпускники академии МВД Киргизии 19 июня 2012 года устроили драку. ЧП имело широкий общественный резонанс, а представители милицейского вуза сначала всячески его опровергали. Теперь же решено до конца августа рассмотреть вопрос о персональной ответственности тех, кто пытался скрыть скандальный факт. Министр внутренних дел страны Зарылбек Рысалиев даже пригрозил уволить все руководство академии.
Однако глава ведомства не только метал гром и молнии. Зарылбек Рысалиев сообщил, что в министерстве планируется создать новое подразделение - восьмое главное управление по коммуникациям и высоким технологиям с региональными и территориальными подразделениями. Новая структура создается для обслуживания проектов внедрения автоматической системы видеонаблюдения и фотофиксации и открытия единого центра учета и регистрации преступлений в республике. В ней будут работать программисты, операторы и IT-специалисты.
И, наконец, самое закрытое ведомство - ГКНБ. На его коллегии рассматривались два вопроса: подведение итогов и планы на второе полугодие. Все решения, принятые на совещании в государственном комитете нацбезопасности, сразу же получили гриф "Секретно". Хотя комитетчики в первом полугодии 2012-го поработали весьма продуктивно. Взять хотя бы тот факт, что за последние шесть месяцев в камеры следственного изолятора госкомитета по подозрению в коррупции попали высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов, министры и даже депутаты.
Входящая в ГКНБ пограничная служба Киргизии по неизвестным причинам перенесла сроки проведения своей коллегии. Совершенно точно известно, что недавний инцидент в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области, когда узбекские и киргизские пограничники затеяли перестрелку, рассматриваться на коллегии не будет до окончательных выводов межведомственной комиссии, расследующей инцидент.