Минэкономразвития РФ упростит процесс землеустройства

Минэкономразвития хочет упростить процесс землеустройства в России. Ведомство предлагает исключить госнадзор и госэкспертизу из перечня функций Росреестра. В связи с этим министерство обнародовало поправки в федеральный закон "О землеустройстве".

Сегодня государственная экспертиза землеустроительной документации проводится Росреестром и его территориальными органами в соответствии со ст.6 закона "О землеустройстве".

Ее цель - гарантировать соответствие землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям. Однако на практике эта госуслуга мало востребована, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В нынешнем году, например, экспертиза не проводилась в 74 субъектах РФ. По мнению специалистов МЭР, она является избыточной контрольной функцией, дублирующей действия заказчика землеустроительных работ.

Что касается госнадзора, то он призван обеспечить соблюдение организациями и гражданами при землеустройстве требований российского законодательства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

Но поскольку фактически отсутствует возможность планирования надзора, отмечается в документе, он осуществляется исключительно в форме внеплановых проверок по получении от органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства РФ при проведении землеустройства. Причем налицо тут явно "понижательная" тенденция.

По данным, представленным Росреестром,  в 2010 году было выполнено 355 таких проверок, в 2011-м - 62, в первом полугодии нынешнего - 8. С начала нынешнего года надзор не осуществлялся в 79 субъектах РФ.

Авторы поправок объясняют это так: "Низкое количество проверок, проведенных в рамках осуществления надзора, связано с отсутствием заявлений заинтересованных лиц о наличии признаков нарушения требований законодательства при проведении землеустройства. Таким образом, осуществление надзора приводит к дублированию функций заказчиков землеустроительных работ, наличию избыточных невостребованных контрольных полномочий".

"Предложение Минэкономразвития неоднозначно,- считает президент Российской ассоциации частных землемеров Валерий Алакоз. - Но при нынешнем характере отношений между чиновниками и предпринимателями, я бы его поддержал. Чем проще механизм согласования, тем уже поле для коррупции. Тем более, что контроль в том или ином виде действительно присутствует на различных этапах постановки объекта на кадастровый учет - при введении сведений в кадастр, согласовании землеустроительной документации с заинтересованными лицами".