А у студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) наконец появился собственный городок - деревня Универсиады. Вот уж где можно с комфортом не только жить, но и заниматься спортом, отдыхать. Несравнимые с прежними, общаговскими, комнаты, пункт проката спортивного инвентаря, аптека, почта, медицинский центр и многое другое. Уже сейчас в студенческом кампусе, рассчитанном на 12,5 тысячи мест, проживают студенты КФУ из 41 страны мира. Именно здесь в 2013 году обоснуется центр управления Играми и поселятся участники соревнований. Ожидается, что комплекс деревни Универсиады будет полностью готов к концу лета.
По мнению специалистов, это один из двух наиболее сложных объектов. Второй - футбольный стадион на 45 тысяч зрителей, строительство которого планируется завершить в конце этого года. Там состоятся церемонии открытия и закрытия Универсиады. К тому же это один из стадионов, где в 2018 году пройдет групповой этап Чемпионата мира по футболу. Такого в Казани еще не строили. Для облегчения конструкций пришлось искать новые материалы. Необходимый металл был найден на российских заводах. Был привлечен институт электросварки имени Е.Патона НАН Украины, специалисты которого обучили коллег новой технологии сварки как на предприятиях, выпускающих стальные конструкции, так и непосредственно на стройплощадке. Это, кстати, позволило уменьшить вес конструкции стадиона почти в полтора раза. Тем не менее одна крыша чего стоит! Почти десять тысяч тонн металлоконструкций, и все это над головами у зрителей! Тут даже малейший просчет (будь то проектирование, монтаж или другие работы) недопустим. По сути, каждый шаг подвергается экспертизе. Там ежедневно работают почти 1300 строителей, и есть уверенность в том, что стадион будет сдан в срок.
Впрочем, без сложностей сейчас не обходится ни одна стройка. Спортивные сооружения - это не жилье, которое почти ежемесячно сдают под ключ. Чтобы их возвести, нужны особые навыки. Вот, скажем, Дворец водных видов спорта, строительство которого выходит на завершающую стадию. Чаша бассейна - из бетона. Она вмещает 40 тонн воды. Под ней рабочие помещения, где по проекту располагаются не только трубы, но и различные технологические устройства для очистки воды и прочее. Чуть отступишь от проекта, и потоп обеспечен! Приходится выверять всё до миллиметра.
По словам министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина, строители идут в ногу со временем, учитывают не только то, насколько качественным, безопасным и привлекательным будет тот или иной объект, но и во сколько обойдется его эксплуатация в дальнейшем. Поэтому все спортивные сооружения построены с использованием современных энергосберегающих технологий - так называемой системы рекуперации тепла (когда тепло, образующееся с холодильных машин ледового катка, используется для обогрева воды в бассейне), безрадиаторного отопления и прочих.
- Но проведение спортивных соревнований такого масштаба, как Всемирная универсиада, не ограничивается строительством только спортивных объектов, - говорит Ирек Файзуллин. - Казань должна достойно встретить гостей и создать комфортные условия для их пребывания. Это прежде всего строительство дорог, транспортных развязок (их будет одиннадцать), паркингов, сопутствующих объектов: медиацентра, больницы скорой медицинской помощи, нового терминала аэропорта и многое другое. Все эти объекты сейчас строятся. Они позволят сделать Казань еще более современным, гостеприимным и удобным городом.
Вот только горожан это пока не очень радует. С тех пор как Казань превратилась в одну большую строительную площадку, передвигаться по городу стало проблематично. А потому из всех строящихся объектов Универсиады самый желанный для них - метрополитен. Семь существующих станций казанской подземки уже не спасают. Но скоро ситуация изменится к лучшему. 9 мая 2013 года в строй будут введены три новых станции второго участка первой линии метрополитена, обеспечивающие доступность к спортивным объектам Универсиады - "Декабристов", "Московская" и "Авиастроительная". И тогда из одного конца города в другой они смогут добраться меньше чем за полчаса. Причем без пробок.