Алексей Юрьевич, какие насущные проблемы стоят сегодня перед строительной отраслью?
Алексей Русских: Уровень развития строительной отрасли во многом может служить индикатором состояния нашей экономики и, как следствие, уровня жизни в России. Повышение качества строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов, предупреждение причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, строительство жилья требуют большой ответственности от представителей отрасли.
Второй вопрос ведения нашего комитета - земельные отношения. Совершенствование земельных отношений - важнейшая предпосылка для обеспечения устойчивого экономического роста, развития сельского хозяйства и модернизации транспортной инфраструктуры России. И в этой сфере есть задачи, которые необходимо решать в ближайшее время. Они связаны с предоставлением земельных участков, изъятием их для государственных и муниципальных нужд, с формированием самих земельных участков. Помимо этого, необходимо совершенствовать оборот земель сельскохозяйственного назначения, вовлекать в хозяйственный оборот неиспользуемые земельные участки и многое другое.
Как законодательство может способствовать решению этих проблем?
Алексей Русских: Основные направления нашей законотворческой деятельности - дальнейшее совершенствование законодательства в части снятия административных барьеров при строительстве, повышения качества и безопасности строительства, включая создание эффективных механизмов развития энергоэффективного и высокотехнологичного строительства, борьба с коммерциализацией саморегулируемых организаций.
Отдельно отмечу необходимость разработки и совершенствования законодательной базы для создания условий для жилищного строительства, в том числе, строительства малоэтажного жилья и жилья экономического класса.
Уже сейчас многие из административных механизмов либо модифицированы, либо отменены. Это прежде всего коснулось института лицензирования, который был заменен институтом саморегулирования в строительной отрасли. Кроме того, с апреля 2012 года введена негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий как альтернатива государственным экспертизам.
С июля 2013 года вводится институт ответственности собственника объекта капитального строительства за вред, причиненный в результате разрушения, повреждения, нарушения требований безопасности при строительстве. Кроме того, собственник будет обязан не только возместить вред, но и выплатить соответствующую компенсацию сверх возмещения вреда.
Сейчас в портфеле комитета несколько проектов федеральных законов, принятие которых будет способствовать развитию строительной отрасли. Полагаю, что эти шаги будут способствовать повышению качества строительной отрасли и станут частью тех мер, с помощью которых через пять лет мы сможем достигнуть реального результата.
Какие законодательные акты в области строительства рассмотрит Госдума в этом году? Насколько они будут способствовать развитию строительного бизнеса?
Алексей Русских: Сейчас наш комитет работает над законопроектом, предусматривающим отмену деления всех земельных участков на категории. Главной целью будет являться дальнейшая гармонизация земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Принят в третьем чтении законопроект, предусматривающий введение схемы "голландских аукционов". Как ожидается, по прогнозу Фонда РЖС, введение новой схемы поспособствует удешевлению стоимости жилья эконом-класса примерно, на 10-15%. Хотел бы отметить, что эти цифры могут измениться. В настоящее время Фонд РЖС разрабатывает ряд программ, направленных на облегчение подключения жилья к инженерным коммуникациям. Все эти решения в комплексе могут оказать существенное влияние на снижение цены на жилье.
У нашего комитета одна цель - профессиональные законы. Прошло то время, когда принятие законопроектов было поставлено на поток - принимали быстро, много, не задумываясь о качестве и правоприменительной практике. Будем стараться работать над каждым законопроектом.
Назовите шаги, которые необходимо предпринять, чтобы сделать деловой климат в области строительства более благоприятным?
Алексей Русских: Эта задача, безусловно, является непростой, но выполнимой. Наша страна имеет для этого необходимый потенциал, и строительная отрасль, являющаяся одной из ключевых, не исключение. На мой взгляд, можно выделить три основных направления, при реализации которых нам удастся значительно улучшить положение в рейтинге инвестиционной привлекательности страны. Во-первых, это нормотворчество, которое неразрывно связано с реализацией идеи о гармонизации российских и европейских технических норм в строительстве. Необходимость скорейшей гармонизации также обусловлена вступлением России в ВТО. Второе направление - снятие ненужных административных барьеров. В этом направлении комитет ведет активную работу с органами исполнительной власти, саморегулируемыми организациями, строительными компаниями. И очень важно, чтобы принимаемые меры всегда были достаточными и своевременными. При этом нам крайне необходимо обеспечить максимальную прозрачность всех административных процедур, начиная от предоставления земельных участков для целей строительства и заканчивая выдачей разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и регистрацией соответствующих прав на него. Только так мы сможем убедить иностранных инвесторов в том, что в нашей стране можно развивать строительный бизнес. И третье направление - формирование новых, современных правил ведения строительного бизнеса. Важную роль в реализации указанного направления должен сыграть бизнес. Я убежден, что инвестиционная привлекательность любой страны зависит не только от того, какое в этой стране законодательство и какой бюрократический аппарат, но и от того, насколько бизнес-сообщество этой страны готово строить прозрачные деловые отношения с иностранными партнерами.
Строительство было первой отраслью, где был внедрен институт СРО. Что это дало отрасли? Какие были минусы? Будет ли совершенствоваться законодательство в этом направлении?
Алексей Русских: Введение института саморегулируемых организаций в строительстве было объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных низким качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.
К сожалению, следует признать, что ожидаемого эффекта в полной мере достичь не удалось. Сейчас на рынке существует немало недобросовестных саморегулируемых организаций, по сути "торгующих" допусками к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Поэтому основная задача, стоящая перед нами сегодня, - это решение данной проблемы. Уход с рынка таких нечестных игроков и привлечение их к ответственности должны дать важный толчок к развитию института саморегулирования в строительстве и обеспечению безопасности строительства. Для достижения этой цели комитетом совместно с министерством регионального развития, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, общероссийской негосударственной некоммерческой организацией "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" разрабатываются дополнительные меры, направленные на пресечение деятельности недобросовестных саморегулируемых организаций.
Россия вступает в ВТО. Как это отразится на нашей строительной индустрии? Что предпринимается для того, чтобы отрасль не испытала при этом шока?
Алексей Русских: На мой взгляд, следует выделить три основных направления в рамках строительной отрасли, на которые могут оказать влияние интеграционные процессы, связанные со вступлением России в ВТО. Это, во-первых, законодательное обеспечение строительной деятельности, во-вторых, допуск иностранных компаний и работников на строительный рынок и, в-третьих, допуск иностранных компаний и работников на рынок строительных материалов. В рамках первого направления основной задачей является дальнейшее совершенствование норм законодательства, гармонизация технических норм. Проблемой может стать неготовность части нашего строительного бизнеса играть по новым, более сложным правилам. Бояться допуска иностранных компаний и работников на строительный рынок, по моему мнению, не стоит, так как у нас уже работают основные иностранные компании. В сфере строительства Россия не берет на себя каких-либо обязательств в отношении возможности допуска на рынок физических лиц, являющихся гражданами стран - членов ВТО. Это означает, что так называемый "кадровый риск" во многом является мифом: Россия продолжит самостоятельно определять миграционную политику в отношении допуска иностранных рабочих. Исключение составляют так называемые "горизонтальные обязательства", но какого-либо серьезного воздействия на общую картину они не окажут.
Что касается рынка стройматериалов, то хотел бы отметить, что усиление конкуренции на этом рынке возможно. Но оно способно повысить качество изготавливаемой продукции, что положительным образом должно сказаться на безопасности строительства. Следует также учитывать рост производства стройматериалов внутри страны. За последние годы было построено большое количество заводов, которые в силу минимальных "внешних" затрат (на перевозку продукции и прочее), а также более быстрого исполнения обязательств (из-за своего близкого расположения к объекту) способны без особых проблем отстоять свои позиции на рынке.
Минимальное количество барьеров, зафиксированных в ходе "Мониторинга и оценки административных барьеров в жилищном строительстве", - 73 (из 211 возможных). Наименьший срок преодоления административных барьеров составляет 812 дней - при наличии у застройщика прав на земельный участок, который не требует изменения вида разрешенного использования. Наибольший срок составляет 1782 дня - если земельный участок требует изменения вида разрешенного использования
Совокупная стоимость прохождения всех разрешительных и согласовательных процедур составляет приблизительно 25 млн руб. Подавляющую долю этих затрат составляют расходы на подключение к инженерным сетям
Сегодня в России произошел кардинальный переход к системе саморегулирования в области градостроительной деятельности. Создано Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, что позволяет строительному сообществу занять активную позицию в снижении избыточных административных барьеров
Алексей Юрьевич Русских родился 17 июля 1968 года в Ижевске (Удмуртия) в семье инженеров. Среднюю школу окончил с золотой медалью.
В 1991 году с отличием окончил машиностроительный факультет МГТУ им. Н.Э.Баумана по специальности "инженер-электромеханик". Специализировался на кафедре "Робототехнические системы и комплексы".
В 2002 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по специальности "финансы и кредит". Кандидат экономических наук (тема диссертации: "Инвестиции российских предприятий за рубежом").
Имеет ряд публикаций: статьи и монография по теме научных исследований.
В 1992-2002 годах работал на руководящих постах на различных предприятиях, в том числе на должности заместителя директора по снабжению и сбыту Новосибирского металлургического комбината им. Кузьмина. До избрания депутатом Госдумы занимал должность заместителя руководителя ГУП Московской области "Дорпрогресс".
Депутат Государственной Думы 2007-2011 гг., член фракции КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям.
4 декабря 2011 года избран депутатом Госдумы шестого созыва, председателем Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ:
- Дорожная карта по строительству позволит обеспечить развитие массового строительства комфортного жилья. К 2018 году в соответствии с этой картой почти в 8 раз должно сократиться время получения разрешения на строительство: с 423 дней в среднем до 56 суток.