Новости

Идет подготовка "дорожной карты" "Регистрация собственности", которая должна оптимизировать кадастровые и регистрационные процедуры. О работе над этим документом рассказывает руководитель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский.

Мытарства юридических лиц при регистрации собственности уже стали притчей во языцех. Неужели возможно в принципе сократить административные процедуры, сроки и затраты предпринимателей при обращении в органы власти и сервисные организации?

Да, и мы ставим задачу, чтобы к 2018 году оформить права на объект недвижимости можно было в течение 5 дней, единожды обратившись "куда следует". Да и то этот срок коснется тех заявителей, кто не желает воспользоваться Интернетом. "Продвинутые" собственники смогут сделать это гораздо быстрее.

Стоимость оформления при этом наверняка вырастет?

Сегодня государственная пошлина за регистрацию прав для физических лиц составляет 1 тыс. рублей, а для юридических - 15 тыс. рублей за объект недвижимости. Эти затраты должны быть зафиксированы. Мы даже полагаем возможным снизить затраты для юрлиц, ведь при единовременной регистрации прав на большое количество объектов должна быть скидка за опт!

А как же планируемые поправки в Гражданский кодекс о введении обязательного нотариата при регистрации недвижимости?

Надеюсь, что эти поправки не будут приняты. Авторитетные эксперты аргументированно высказались против обязательности введения нотариата. Во-первых, услуга нотариусов не востребована рынком, ведь сегодня она уже как 8 лет добровольна и выражена, по нашим данным, всего 2%.Во-вторых, государство инвестировало в регистрационную систему за последние 3 года около 20 млрд руб. И есть результат! Россия занимает 45-е месте в мире, на 6 позиций улучшив прошлогоднее положение: это лучший показатель страны среди 10 оцениваемых параметров в рейтинге Doing Business! Плюс около 70% предпринимателей положительно отзываются о системе, то есть, налицо реальные улучшения. Что же нам теперь, инвестировать в нотариальную систему? При этом очевидна опасность дублирования функций за счет потребителей услуги. Третье. Говорят, нотариат защитит граждан и создаст дополнительные гарантии. Пока таких гарантий не было, и, чтобы они появились, необходимо формировать специальные фонды или выстраивать систему страхования рисков. Возникает опять же вопрос: за чей счет? На мой взгляд, госгарантии надежнее, чем гарантии частного института, и можно часть государственной пошлины, которая сегодня составляет 27,9 млрд рублей, пустить на эти цели. А для социальных групп граждан необходимо формировать специальные режимы по их защите, это гораздо проще и эффективнее, чем всех заводить в офис к нотариусу!

Четвертое. Существенно могут возрасти затраты граждан и предпринимателей. Сегодня, правда, не официально, говорится о разбеге от 0,5 до 2% от стоимости объекта недвижимости за нотариальное удостоверение. Даже если это будет 1%, при стоимости квартиры в 3 млн руб., придется расстаться с 30 тысячами!

А есть что улучшать в самой системе госрегистрации?

Конечно есть. Мы пока на 45-м месте, а должны быть на первом! Кстати 1-е место здесь занимает Грузия, и нам есть что перенять. Например, официальную тарификацию стоимости регистрации, в зависимости от срока оказания услуг. Важно также оградить заявителя от общения с агентами системы, например с кадастровыми инженерами. Предлагается реализовать формулу клиент - система - агенты системы. Причем для клиента не важно, в какое окно сдать документы, можно вообще их отправить по электронной почте, подписав электронной подписью. Для клиента важно, чтобы это была 1 процедура в сжатые сроки и с минимальными затратами. При этом неплохо, если и качество услуг будет на уровне.

Приоритетным должен быть вопрос повышения полноты и качества сведений. Ведь сегодня регистрационная система включает в себя и кадастр недвижимости, а это базовая информационная инфраструктура страны, которая должна работать на экономику. Например, в Швеции государство на 1 вложенную крону в кадастр получает 4 - неплохой бизнес! А на 55 процентов эту доходность обеспечивает финансовый сектор, который к этой системе подключен. Результат - срок получения банком сведений из кадастра об объекте недвижимости для ипотеки равен скорости трафика в Интернете и печати на принтере! Бизнес, с одной стороны, существенно экономит на издержках, с другой - быстро получает информационные услуги для своих целей.

Экономика Недвижимость Регистрация прав на недвижимость