Инициатива закрывает дорогу в арбитражные суды гражданам, оспаривающим нормативные правовые акты в экономической сфере. Вместо этого людям предлагают обращаться в суды общей юрисдикции. Правоведы неоднозначно оценивают такую идею. Кто-то считает, что обычным гражданам, действительно, так будет легче. Другие полагают, что арбитражные суды более компетентные в экономических вопросах, в конце концов, это их профиль. И кому, как не арбитражам решать такие дела?
Напомним, лишь пару лет назад в Арбитражный процессуальный кодекс внесли поправки, разрешающие человеку пожаловаться в арбитраж на какой-либо экономический документ. Норма была примечательна тем, что не просто расширяла компетенцию арбитражных судов, а открывала туда доступ обычным людям. Этот шаг мог (и еще - может) иметь далеко идущие последствия. Были и другие инициативы, допускающие к арбитражному барьеру граждан по определенным вопросам. А сейчас обсуждается законопроект, по которому арбитражные суды будут рассматривать и вопросы банкротства физических лиц. Набрал кредитов, не смог расплатиться - пожалуйте в арбитраж. Быть может, недалеки те времена, когда и арбитраж можно будет назвать народным судом, так как простые люди начнут ходить туда наравне с предпринимателями?
"Нелогично и неправильно делить компетенцию суда по составу участников процесса, как происходит сейчас, - сказал "РГ" один из высокопоставленных правоведов. - Надо делить по характеру спора. Например, арбитражные суды занимаются экономическими делами. Какая разница, принимать заявления от юридических или физических лиц? Часто природа спора одна и та же. Почему какая-нибудь фирма должна судиться, скажем, с налоговой инспекцией в арбитражном суде, а рядовой человек по тому же самому вопросу пойдет в обычный суд? Или взять другой пример: сейчас активно обсуждается идея ввести уголовную ответственность для юридических лиц. Вопрос, прямо скажем, спорный. Но, допустим, у нас появится такой институт, и что: неужели такие дела должны рассматривать арбитражные суды, раз подсудимым будет юридической лицо? Нет".
Нетрудно предположить, что внесенная инициатива вызовет споры в юридическом сообществе, как только закончится период отпусков. К тому же проект предлагает вообще изъять из компетенции арбитража дела по оспариванию нормативных правовых актов, даже если иски подают организации. Здесь уже вопрос пересекается с проблемой создания административных судов. Такие суды должны рассматривать споры с государством. Сейчас в правовом сообществе обсуждают, в каком виде надо создавать административные суды. Например, есть ли необходимость выделить их в отдельную ветвь правосудия или включить в состав судов общей юрисдикции. Другой вариант - просто прописать процедуры рассмотрения административных споров.