Олимпийские игры в Лондоне стали Играми Усейна Болта. Он сделал то, чего не удавалось совершить ни одному спринтеру мира. Выиграл, как и в Пекине, две дистанции - 100 и 200 метров, а в эстафете 4х100 в основном благодаря ему команда Ямайки побила старый мировой рекорд. Шесть золотых в коротком спринте, думаю, достижение на все времена.
На пресс-конференции после 200-метровки он договорился с журналистами, что впредь они будут называть его живой легендой. Жест, который, как рассказывают, не очень понравился строгому и хорошо воспитанному президенту МОК бельгийцу Жаку Рогге. Ну и что? Болт тем и хорош, что бежит не ради Рогге, а для нас с вами.
Поначалу его считали немного и клоуном. Высоченный парень, крутя глазами, демонстрировал огромного размера белки. Был слегка развязен, показывая, как, натягивая тетиву лука, стреляет в противника. И в Пекине Рогге даже публично упрекнул одного из своих олимпийцев за этот не зарегистрированный в Олимпийской хартии жест. И тут же получил от Болта язвительное: "А кто он, этот Рогге?"
Теперь Болт подрос, остепенился. В его шутках больше юмора, чем прежней наглости. Он хорошо испытал судьбу, зарабатывая участием во множестве коммерческих турниров и едва не пропустив эти Олимпийские игры из-за болезненной травмы. Даже организм гения не выдерживает всего того, на чем бы хотели заработать его агенты. Кстати, это касалось в прошлом и другой гениальной спортсменки Елены Исинбаевой. О нем заботились как о Папе Римском. Даже спал он на специальной кровати, которую специально приспособили для того, чтобы травмированного Болта не беспокоили боли в верхней части бедра.
А они мучили, и, видя его мучения, некоторые попытались заявить, что он сам укоротил отпущенное ему на царство время. Таких он записал в "бывшие друзья", сделав вывод: доверять можно не всем.
Усейн не тот мальчик, который четыре года назад задавал наивные вопросы о мироустройстве, трогательно показывая полнейшее незнание ни политики, ни географии. Так, свой новый рекорд в эстафете он хотел бы посвятить 50-летию со дня обретения Ямайкой политической независимости.
Вдруг не побоялся жестко отозваться о Карле Льюисе. Жест смелый. Ведь в среде темнокожих спортсменов, не только легкоатлетов, многократный олимпийский чемпион в спринте, отличный прыгун в длину и страшный пижон считался фигурой неприкасаемой. А Болт поморщился, когда разговор зашел об одном из первых "легкоатлетических миллионеров". Ведь Льюис допустил нетактичность ко многим спринтерам и прошлого, и современности, бездоказательно обвинив в применении запрещенных средств.
Кто его герой, кому бы он хотел подражать? И Усейн нырнул глубоко в историю, назвав американца Джесси Оуэнса. Того самого, что выиграл три медали в беге на 100, 200 метров в эстафете 4х100 и прыжках в длину на Олимпиаде-36 в Берлине. Там темнокожих не слишком жаловали, и Гитлер покинул церемонию награждения, когда на пьедестал поднимался настоящий герой берлинских Игр.
Тут было самое время и спросить Болта, когда же возьмется за прыжки в длину и он. Ведь рекордсмен мира Пауэлл уже все рассчитал: его рекорд по всем данным может побить именно Усейн. И тотчас последовало знакомое закатывание глаз с показом огромнейших, повторюсь, белков. Болт умолял: только не это. Иначе он рискует получить травму и лишить нас всех возможности наблюдать за его спринтерскими свершениями.
Англичане в шутку задавали вопросы о футболе. Говорят, Усейн неплохо играет. А не хотел бы попробовать себя у сэра Алекса Фергюссена в "Манчестер Юнайтед"?
И, знаете, Болт хотел. Только для этой награды соблюсти несколько условий: во-первых, найти для него постоянное гарантированное место в основном составе. И, во-вторых, слегка изменить существующие в Англии налоговые законы. Тогда он подумывает, а пока налоги столь высоки, нет, спасибо за предложение, но он лучше еще побегает.
В чем прелесть Болта? Легкой атлетике несказанно повезло. Она давно нуждалась в таком шоумене, в котором бы качества бегуна, прыгуна, метателя, да кого угодно, настолько бы гармонично сочетались с природным актерским мастерством. Видели, какой мини-спектакль разыграл Болт после установления рекорда в эстафете? Может, он к нему и готовился, огорошив журналистов заявлением о наличии в Англии кучи ненужных запретов. А, может, пошел, побежал на экспромт? Взял эстафетную палочку в руки и долго не отдавал судье. Тот во власти в Англии напридуманного не понимал игры Болта, тянул эстафетную палочку к себе. В этом актерском этюде солист из Ямайки разыграл и ярость, и горе, и призыв к справедливости... неосознанно, однако, естественно, судья подыгрывал великому актеру - бегуну.
Потом эстафетную палочку Болту, узнавал специально, конечно, отдали. Не уверен, что она займет достойное место в его коллекции сувениров. Их слишком много. И будет еще больше. Потому что когда Болт говорит, что не знает, будет ли бегать до Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро, он тоже играет. Если не выматывают коммерческие турниры, то наверняка. Но он раздувает интригу, выдвигая и "продавая" публике своего лучшего ученика Йохана Блейка. Тот дважды обыграл не залечившего травму Болта на чемпионате в Ямайке, выиграв у короля 100 и 200 метров. Но Йохан свою роль знает. Он лучший из актеров в труппе Болта. Но пока еще только подыгрывающий. И Болт пускается в рассуждения, что через четыре года, когда он будет стареньким, его молодые друзья примут у него эстафету, а он спокойно уйдет на покой. Или пойдет играть в крикет, который любит гораздо больше прыжков в длину, о которых, как и о дистанции 400 метров, просит в его присутствии не вспоминать.
Нет, разговоры об уходе преждевременны. Болт с гордостью говорит об острове. Он и его ребята взяли в спринте 5 медалей, оставив американцам одну бронзу на 100-метровке, да еще и отобрали у них рекорд мира в эстафете.
Но и здесь, в Лондоне, Болт был в сантиметрах тридцати от рекордов, особенно в беге на 200 метров. На мой вопрос, почему притормозил на самом-самом финишном створе, сделал признание: болело бедро и скинул скорость, вдруг травма. В это не верится. Возможно, есть какие-то договоренности с промоутерами других турниров, что именно на них Болт сделает то, что мог совершить в Лондоне.
Зато благодаря Болту из заколдованных 10 секунд начали выбегать многие. Он взломал неприступные ворота, в которые сегодня ломится толпа его довольно успешных последователей.
Подсчитано, что ему по силам пробежать 100 метров за 9,4 секунды, а на 200 метрах, вероятно, выбежать и из 19 секунд. Но не торопится. Чего-то ждет? Опять загадка Усейна Болта...
На всех соревнованиях рядом с Майклом Фелпсом мама и охранник.
Мама обеспечивает моральную поддержку, телохранитель отстраняет чересчур назойливых журналистов. На Олимпиаде налаживанию контактов поначалу не способствовали промахи Фелпса: четвертое место на 400 м комплексным плаванием, "серебро" в эстафете 4х100 м вольным стилем и на дистанции 200 м баттерфляем. Но вот он уже снова герой - 18-кратный победитель Игр, обладатель 22 олимпийских наград, побивший рекорд советской гимнастки Ларисы Латыниной. И он завершает карьеру. Напоследок Фелпс дает бесплатный совет своим последователям: "Ничего невозможного в этом мире нет. Мне тоже повторяли, что я никогда не стану самым титулованным, но я это сделал! Так что дерзайте!"