13.08.2012 23:23
    Поделиться

    Каждый десятый россиянин уверен в улучшении экономического климата

    Сразу несколько социологических служб обнародовали результаты опросов, касающихся "экономического самочувствия" граждан и того, в каком свете они воспринимают собственное будущее.

    Перефразируя известную песню, "что такое август? Это слухи". По традиции и по старой памяти в конце лета наши сограждане чаще обычного начинают заводить разговоры о дефолтах, кризисах и прочих малоприятных вещах, беспокоиться и изображать из себя "буревестников". Социологи решили проявить с гражданами солидарность и беседу поддержали.

    По последним данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ситуация не так уж плоха. Так, "потребительское доверие" россиян достигло сейчас самой высокой точки за два года - 49 пунктов. Если перевести с социологического на обычный язык, то это означает, что 41 процент россиян считает нынешний момент вполне благоприятным для крупных покупок и затрат (сам коэффициент измеряется по особой формуле и потому с процентами не совпадает).

    Экономистов на госслужбе может порадовать то, что раньше число людей, готовых деньги не копить на черный день, а тратить на что-то важное прямо сейчас, было куда меньше. Особенный оптимизм проявляют в настоящий момент респонденты предпенсионного возраста (число уверенных в своих силах потребителей среди них выросло с 28 до 46 процентов) и люди с высоким уровнем доходов (с 38 до 52 процентов). Правда, нет бочки меда без ложки дегтя. 44 процента россиян по-прежнему думают, что сейчас совершать крупные траты было бы недальновидно.

    Кстати, капля дегтя от той пресловутой ложки досталась банкирам. По мнению 64 процента опрошенных, кредиты сейчас лучше не брать - время для этого "скорее плохое", чем удачное. Лишь четверть респондентов (24 процента) уверена в том, что для кредитов нынче самый сезон.

    По данным Левада-центра, этим летом россияне панике поддаваться не склонны. Больше половины из них (52 процента) считают, что политическая ситуация в стране останется неизменной, 45 процентов говорят то же самое про положение дел в экономике.  Каждый десятый надеется на улучшение экономического климата.

    Буревестники и горевестники в меньшинстве. Лишь по 7 процентов предрекают значительное обострение ситуации в политике и экономике, осторожная четверть респондентов (22-24 процента) думает, что дела могут "несколько" ухудшиться - но не более того.

    По данным исследовательского холдинга Ромир, более половины россиян (56 процентов) все-таки не считают розовые очки особо модной деталью своей одежды и склонны ожидать прихода второй волны мирового финансового кризиса. С ними резко не согласен каждый восьмой гражданин России (13 процентов). И это тоже немало. Все познается в сравнении, и социологи уточняют: хотя число пессимистов в обществе вчетверо превышает количество оптимистов, в целом наши сограждане стали более спокойно смотреть в будущее. Значительно меньше стало тех, кто ждет от возможного кризиса особо тяжелых последствий - массовых увольнений, резкого роста цен и т.п.

    Кстати, всех невзгод сразу от возможного кризиса сейчас ждет чуть больше четверти (28%) россиян. Всего лишь двумя годами раньше число убежденных пессимистов было намного больше и доходило почти до половины (45%). В прежние годы почти в четыре раза больше россиян всерьез опасалось резкого подорожания товаров первой необходимости (21-23 процента, а не сегодняшние 6 процентов), втрое больше (18 процентов против 6) ждали резкого сокращения зарплат. Сейчас  большинство думает, что если кризис и грянет, то, прежде всего это отразится на росте цен (23 процента) и общем снижении уровня жизни (28 процентов), но без каких-то глобальных кошмаров и бытовых катастроф.

    Кто из россиян смотрит в будущее наиболее мрачно, а кто наоборот - радужно? По данным социологов, в России есть своего рода "очаги тревожности". Причем скорее географические, чем социальные. Так, исследование Ромир показало, что ни пол, ни возраст, на даже образование или уровень дохода респондента не оказывало заметного влияния на то, как они оценивают вероятность прихода новой волны экономического кризиса этой осенью. "Вопрос носит мировоззренческий характер", - осторожно заметили социологи.

    А вот при сравнении ответов людей, живущих в разных регионах страны, в городах-миллионниках, в малых населенных пунктах или в сельской местности, различия оказались очень и очень большими. Так, на Урале доля "пессимистов" превосходила долю "оптимистов" в десятки раз! А в Сибири при этом - всего в 2,5 раза. В Северо-Западном федеральном округе - в три раза.  Причем странная на первый взгляд вещь: и на селе,  и в малых городах России уровень пессимизма был несколько ниже, чем в среднем по стране. Зато среди жителей городов-миллионников было выявлено в 10 раз больше "пессимистов", чем "оптимистов".

    Видимо, дело тут и в уровне притязаний граждан, и в большей "скромности" жителей глубинки, и в том, что в больших городах люди больше склонны проявлять беспокойство и недовольство, чем в "тихих райцентрах". В данном случае, по-видимому, комментарии могут дать скорее психологи, нежели социологи или экономисты.
    Социологи в связи с этим припоминают известную притчу о мальчике, постоянно кричавшем "Волки!".

    О кризисе говорилось в последнее время столько, что россияне к этим прогнозам успели привыкнуть и не воспринимают слишком всерьез. Зря или нет - все равно рано или поздно выяснится, а пока граждане предпочитают ни от кого не бегать и  никого не звать.

    Опрос
    Поделиться